РАБОЧАЯ ПРОГРАММА __ОДНКНР.pdf

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ «Ичичалинская СОШ им.Б.Г.Битарова»
____________Идрисова Х.С.
от « 31 »__августа 2020 г. №131

Рабочая
программа по
ОДНКНР
5 класс

Рабочая программа по ОДНКНР
5 класс
(1 час в неделю, 34 часа за год)

Оглавление
1. Пояснительная записка .......................................................................................................................................... 3

1.1. Описание учебно - методического комплекта ...................................................................... 3
1.2 Виды и формы промежуточного, итогового контроля
4
1.3 Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОДНКРН» для
обучающихся 5 класса
4
2. Содержание тематических линий учебного предмета......................................................................... 7
3. Учебно-тематический план .......................................................................................................................... 8
3.1. Годовой учебно-тематический план ...................................................................................... 8
3.2 Календарно-тематическое планирование по ОДНКНР в 5 классе ...................................... 10
4. Приложения к программе .................................................................................................................................... 19

1. Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС основного общего образования и в соответствии с
учебным планом МБОУ «ИЧИЧАЛИНСКАЯ СОШ ИМ.Б.Г.БИТАРОВА»данная
программа рассчитана на преподавание предмета «ОДНКНР» в 5 классе в объеме 1 час
в неделю, за год - 34 часа.
1.1. Описание учебно - методического комплекта
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая
программа:
Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» для 5 класса составлена на основе примерной Программы
ОДНКНР 5 класс /Программы общеобразовательных учреждений. Основы духовнонравственной культуры народов России 5 класс /под общей редакцией
Н.Ф.Виноградовой, В.И.Власенко, А.В.Полякова - М.: Вентана-Граф, 2018.
Сведения об учебнике
Рабочая программа предназначена для изучения ОДНКНР в 5 классе средней
общеобразовательной школы по учебнику Н.Ф.Виноградовой, В.И.Власенко, А.В.Полякова.

Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных
к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 28.12.2018 г № 345. Учебник имеет гриф «Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации».
Методические и учебные пособия:
Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма:
Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб.,2002.
Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.
Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М.,2005.
Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь.
Вып. 1-4. М., 1998-2003, 2006.
6. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.
7. Католическая энциклопедия. Т. 1-3. М., 2001-2006**.
8. Краткая еврейская энциклопедия: в 11т. Иерусалим, 1982-2001.(Т. 1-7- М., 1996).
9. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003*.
10. Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т.М., 2003*.
11. Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А.Тишкова. М.,1999*.
12. Православная энциклопедия. Т. 1-23. М., 2000-2010.
13. Религии народов современной России. A-Я. Словарь. М., 2002.
14. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993-1995.
15. Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1-2. М., 2002*.
1.
2.
3.
4.
5.

Интернет-ресурсы:
1. http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных
ресурсов.
2. http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для
общеобразовательной школы.
3. http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется
методический раздел.
4. http://www.religion.historic.ru/ - история религии.
5. http://www.foma.ru/- о православии в России.
6. http://islam.ru/ - об исламе.
7. http://www.threeda.ru/ - об иудаизме.
1.2.Виды и формы промежуточного, итогового контроля
Индивидуальные задания, тесты, устный опрос и викторины - главная
составляющая учебного процесса.
Применяются следующие технологии обучения: индивидуализация, коллективная
и парная работы. В основном используется классно - урочная форма занятий.
1.3. Планируемые
результаты освоения
учебного
предмета
«ОДНКРН» для обучающихся 5 класса
В результате изучения основ духовно-нравственной культуры народов России в 5
классе ученик должен:
знать:
о культуре и духовных традициях народов России;
понятие нравственные ценности и духовный мир народов России;
основные понятия о религиях народов России, их роли в культуре и истории
российского общества;
национально-территориальное
образование
Российской
Федерации,
наименование народов населяющих территорию РФ;
уметь:
находить
на
карте национально-территориальные
Российской Федерации;

образования

определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
описывать памятники истории и культуры народов России на основе
иллюстративного
материала
(учебника,
художественного
альбома,
изобразительных электронных материалов и др.) или непосредственного
наблюдения (экспонатов краеведческого музея, памятников истории и
архитектуры и др.);
рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о
традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных
промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на
традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов
России в общении с одноклассниками;
рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер
семейных взаимоотношений;
оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
приводить примеры беззаветного служения Родине - России.
применять полученные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
толерантного отношения к людям других народов, культур и вероисповеданий,
успешного и плодотворного, равноправного взаимодействия и сотрудничества с
окружающими людьми
различать хорошие и плохие поступки людей,
оценивать их с общепринятых нравственных позиций.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения,
которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои
поступки, взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную
деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование
его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой
роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование
ценностей многонационального российского общества;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения и толерантности к людям,
независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных
действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные,
информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета.
Среди них:
владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей
собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести
диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать
события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в
том числе религиозного характера; способность работать с информацией,

представленной в разном виде и разнообразной форме;
овладение методами познания, логическими действиями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

и

операциями

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными
средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образ.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в
фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
различать культовые сооружения разных религий;
формулировать выводы и
умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм,
трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую
работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами
коммуникации и делового этикета.
Информационные:
анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе
графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение
искусства). К концу обучения учащиеся научатся: o Воспроизводить
полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений
учителя. o Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и

религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их
поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
o Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
o Создавать по изображениям
(художественным полотнам,
иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
o Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей. o Работать с исторической картой: находить объекты в
соответствии с учебной задачей.
o Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
К концу обучения школьники смогут научиться:
Высказывать предположения о последствиях
(безнравственного) поведения человека.

неправильного

Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами
2. Содержание тематических линий учебного предмета
Раздел 1. В мире культуры.
Величие многонациональной российской культуры. Российская культура – плод
усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных
национальностей (К.П. Брюллов, И.Е. Репин, К.С. Станиславский и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Законы нравственности – часть культуры
общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып,
Сияжар, Урал – Батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических
чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда
Дурова и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен». Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на
благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,
исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Семья – первый трудовой
коллектив.

Раздел 3. Религия и культура.
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,
влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья
Древней Руси. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство).
Духовная музыка.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама – золотое время
исламской культуры. Успехи образования и науки. Мечеть – часть исламской культуры.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Синагога – молельный дом иудеев.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии
права гражданина исповедовать любую религию.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие
духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Нравственные качества человека.
3. Учебно-тематический план
3.1. Годовой учебно-тематический
план
5 класс - 34часа
Количество часов
№ п/п

Учебная тема

1 четверть
1.
Раздел 1. В мире культуры
Раздел 2. Нравственные ценности
2.
российского народа
Итого по учебному плану
Итого по календарно-тематическому
планированию
2 четверть
Раздел 2. Нравственные ценности
российского народа
Итого по учебному плану
Итого по календарно-тематическому
планированию
3.

№ урока в
плане
всего Теоретических Практических
1-4

4

5-9

5
9
9

10-16

4

-

4

1

8
8

1
1

7

6

1

7
7

6
6

1
1

3 четверть
Раздел 2. Нравственные ценности
российского народа
5.
Раздел 3. Религия и культура
Итого по учебному плану
Итого по календарно-тематическому
планированию
4 четверть
4.

Раздел 3. Религия и культура
Раздел 4. Как сохранить духовные
ценности
8.
Раздел 5. Твой духовный мир
9.
Обобщение и повторение.
Итого по учебному плану
Итого по календарно-тематическому
планированию
Всего по учебному плану
Всего по календарно-тематическому
планированию
6.
7.

-

17-18

2

2

19-26

8
10
10

7
9
9

1
1
1

27-28

2

2

-

29-31

3

3

-

32-33
34

2
1
8
8

1
1
7
7

1
1
1

34
34

30
30

4
4

3.2.Календарно-тематическое планирование по ОДНКНР в 5 классе
1 час в неделю, всего 34 часа
№
урока

Дата
провед
ения
(план)

Колво
часов

Тип / форма
урока

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные

Содержание учебного материала

Виды и
формы
контроля

I четверть
1- 4

Раздел 1. В мире культуры

4

1

В мире культуры.

1

2

Величие
многонациональной российской
культуры.
Человек - творец и носитель
культуры.
Человек - творец и носитель
культуры.

1

3
4

5-9
5
6

Раздел
2.
Нравственные
ценности российского народа
Нравственные
ценности
российского народа
«Береги землю родимую, как
мать любимую»

1
1

ИНМ,
СЗУН
ИНМ,
СЗУН
ИНМ,
СЗУН
ЗИМ,
СЗУН

Работа с имеющимися Умение
представлениями логические
изучаемом предмете, выражать
дополнение их. способности
устные
и
собеседника,
высказывания;
его
точку
Умение признавать право
тому другого человека на иное
мнение;
Воспитание способности к
самостоятельно
духовному
осуществлять
контроль
деятельности,
самосовершенствованию

строить знаниями и
рассуждения,
об
свои
мысли
и
слушать
Создавать
понимать письменные
зрения,
классифицировать по
или иному признаку;
Умение
развитию,
нравственному

Т, ЭБ
В,
УО
Т, ЭБ,
КЗУ
Т, ЭБ

своей

формулировать тему и
цели урока.

5
1
1

ИНМ
СЗУН
ИНМ
СЗУН
ЗИМ

Работа

с
имеющимися знаниями
и представлениями об
изучаемом явлении,
дополнение их. Представление

Умение
строить
логические рассуждения, Т, ЭБ, ФО
выражать свои мысли и
КЗУ
способности
слушать
собеседника, понимать

Примеча
ние

Жизнь ратными подвигами
полна
Жизнь ратными подвигами
полна

7
8

9

II четверть
1016
10

В труде - красота человека

Раздел
2.
Нравственные
ценности российского народа
В труде - красота человека

1
1

1

ИНМ
К

ИНМ
УОСЗ

о патриотизме. Создавать
устные и письменные
высказывания; Умение
устанавливать причинноследственные

его
точку
зрения,
признавать
право
другого человека на иное
мнение;
Умение самостоятельно

связи.

осуществлять
контроль своей
деятельности,
формулировать тему и
цели урока.

Способность к работе с
информацией представленной
разными средствами; Умение
устанавливать причинноследственные связи
Проанализировать ход и
способ действий. Работа с
начальными и имеющимися
представлениями об
изучаемом предмете.
Определение
последовательности действий.
Понятие о труде,
формирование
нравственнотрудовых
качеств.

Т, ЭБ
Т,
УО

Т, ЭБ
Способность к
самостоятельному
приобретению новых
знаний.
Умения управлять своей
познавательной
деятельностью, выявлять
причинно- следственные
связи; формирование
умений
взаимодействовать с
окружающими,
выполнять различные
задания в парах, группах

7
1

К

Способность к работе с Способность
информацией представленной самостоятельному

к

Т,
УО

11
12

13
14

15

«Плод добрых трудов славен»
«Плод добрых трудов славен»

Люди труда
Люди труда

Бережное отношение к природе

1
1

1
1

1

К
ИНМ
УОСЗ

ИНМ
ИНМ

ЗИМ

разными средствами; Умение
устанавливать
причинноследственные связи
Проанализировать
ход
и
способ действий. Работа с
начальными и имеющимися
представлениями
об
изучаемом предмете.
Определение

приобретению
новых знаний.
Умения управлять своей
познавательной
деятельностью, выявлять
причинно- следственные
связи; формирование
умений
взаимодействовать
с

последовательности действий.
Понятие
о
труде,
формирование
нравственнотрудовых
качеств.
Работа с имеющимися и
начальными
представлениями об
изучаемом предмете
Операция
классификации.
Определение
последовательности
действий.
Способность к работе с

окружающими,
выполнять различные
задания в парах, группах

Выявлять
причинноследственные
связи
овладение
умениями
формулировать личные
суждения и выводы по
заданной теме.
Умение

определять

Т, ЭБ
Т, ЭБ

Т, ЭБ
Т,
УО

Т, КЗУ

16

Бережное отношение к природе

1

III четверть
17-

Раздел 2. Нравственные

2

18

ценности российского народа

17

Семья - хранитель духовных
ценностей
Семья – первый трудовой
коллектив. Любовь – главная
семейная ценность

18

ИНМ

информацией представленной
разными средствами; Умение
устанавливать
причинноследственные связи
Проанализировать
ход
и
способ действий. Работа с
начальными и имеющимися
представлениями
об
изучаемом предмете.
Определение
последовательности действий.
Формирование экологической
культуры у обучающихся,
воспитание способности к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию.

1

ИНМ

1

ИНМ

Работа с имеющимися и
начальными представлениями
об
изучаемом
явлении
Операция
классификации.
Формирование семейных и
нравственных
ценностей,
воспитание способности к
духовному развитию,
нравственному
самосовершенствованию

понятия,
создавать
обобщения,
классифицировать,
самостоятельно.
Устанавливать причинноследственные связи,
строить
логическое рассуждение,
умозаключение и делать
выводы;

Выявлять
причинноследственные
связи
овладение
умениями
формулировать личные
понятия о духовных и
семейных ценностях

Т, КЗУ

Т,
УО
Т,
ФО

1926
19
20

Раздел 3. Религия и культура

8

Религия и культура
Роль религии в развитии
культуры

1
1

ИНМ
ИНМ
УОСЗ

21

Культурное наследие
христианской Руси
Культурное наследие
христианской Руси
Культура ислама
Культура ислама
Иудаизм и культура
Иудаизм и культура

1

ИНМ

1

ЗИМ

1
1
1
1

ИНМ
К
К
К

22
23
24
25
26

Работа с имеющимися и
начальными представлениями
об
изучаемом
явлении
Операция
классификации
Определение
последовательности действий
воспитание веротерпимости,
уважительного отношения к
религиозным
чувствам,
взглядам людей или их
отсутствию;
формирование
представлений об основах
культуры
традиционных
религий, их роли в развитии
культуры и истории России и
человечества, в становлении
гражданского общества и
российской государственности;
понимание
значения
нравственности, веры и

Способность к
Т, ЭБ
самостоятельному
Т, ЭБ
приобретению
новых
знаний и практических
умений; Формирование
приёмов
работы
с
имеющимся материалом;
умение
выделять
ключевое
слово
и
существенные признаки
понятий
Способность к
Т,
самостоятельному
УО
приобретению
Т,
новых знаний
ВП
и
Т, ЭБ
высказывать
Т, ЭБ, СП
суждения, подтверждая
Т, ЭБ, УО
их фактами. Оценивание Т, ЭБ, УО
работы одноклассников.
Создавать
устные
и письменные
высказывания;

религии в жизни человека,
и
семьи
и
общества;в
формирование представлений
об
исторической
роли
традиционных
религий
гражданского
общества
становлении
российской
государственности.

умение
определять
понятия,создавать
обобщения,
классифицировать,
самостоятельно
устанавливать причинноследственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение и делать
выводы;
Формирование умения
выделять
ключевое
слово и существенные
признаки
понятий;
умения работать с
нетекстовым
компонентом учебника.
Умение устанавливать
причинно-следственные
связи

IV четверть
2728
27

Раздел 3. Религия и культура

2

Культурные традиции буддизма

1

К

Работа

с

имеющимися
и Выражать свои мысли, Т, ЭБ, ФО

28

2931
29

Культурные традиции буддизма

Раздел 4. Как сохранить
духовные ценности.
Как сохранить духовные
ценности

1

ИНМ
СЗУН

начальными представлениями
их
об
изучаемом
явлении;
воспитание веротерпимости,
уважительного отношения к
религиозным чувствам,
взглядам людей или
отсутствию;
формирование представлений
об основах культуры

строить высказывание в
соответствие с задачами
коммуникации; Умение
устанавливать
причинно-следственные
связи;
Способность
к
самостоятельному
приобретению
новых

традиционных религий, их
роли в развитии культуры и
истории
России
и
человечества, в становлении
гражданского общества и
российской
государственности;
понимание
значения
нравственности,
формирование представлений
об
исторической
роли традиционных
религий
и
гражданского
общества
в становлении
российской
государственности.

знаний и высказывать
суждения, подтверждая
их фактами. Оценивание
работы одноклассников.
Создавать
устные
и
письменные
высказывания

Дополнение, обобщение и
систематизация изученного

Выражать свои мысли,
строить высказывание в

Т,
УО

3
1

СЗУН

Т,
УО

30

31

Забота государства о
сохранении духовных
ценностей
Хранить память предков

1

ИНМ
ЗИМ

1

ИНМ
ЗИМ

материала. Проверка
изученного материала. Роль
государства в сохранении
духовнонравственных
ценностей и культуры
народов России

соответствие с задачами
коммуникации
Оценивание работы
одноклассников
Формирование умения
обобщения и
систематизации знаний
и умение их применить;
умение организовывать
учебное сотрудничество
и совместную
деятельность с учителем
и
сверстниками; работать

УО, вп
СП, ВП

индивидуально и в
группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учёта интересов;
формулировать,
аргументировать и
отстаивать своё мнение;
3233
32

Раздел 5. Твой духовный мир.

2

Твой духовный мир

1

33

Что составляет твой духовный
мир?

1

ИНМ
ЗИМ
ИНМ
СЗУН

Формирование семейных
и
нравственных
ценностей,
воспитание
способности к духовному
развитию, нравственному
самосовершенствованию

ФО, ВП, Т
Формирование
умения обобщения
и систематизации
УО, Т
знаний и умение их
применить; умение
организовывать

34

Обобщение и повторение

1

УОСЗ

Обобщение и систематизация
изученного материала
Проверка изученного
материала

ИТОГО:

34

часов

учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем
и
сверстниками; работать
индивидуально
и
в
группе: находить общее
решение и разрешать
конфликты на основе
согласования позиций и
учёта интересов;
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать своё мнение;

Т, ФО

Принятые сокращения:
Тип /форма урока
ИНМ — изучение нового материала
ЗИМ - закрепление изученного материала
СЗУН - совершенствование знаний, умений, навыков
УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний
К – комбинированный

Виды и формы контроля
КЗУ - контроль знаний и умений
Т – текущий контроль
В – входной контроль
СП – самопроверка
ВП – взаимопроверка
ФО – фронтальный опрос
УО – устный опрос ЭБ –
эвристическая беседа

4. Приложения к программе
3 января – 170 лет с появления на свет великого математика Софьи Ковалевской;
8 января – 110 лет исполнилось бы звезде русского балета Галине Улановой;
8 января – король поп-музыки Элвис Пресли отметил бы 85;
17 января – композитору и певцу, известному на всю страну Игорю Николаеву будет 60;
19 января – 120 лет со дня рождения поэта Михаила Исаковского;
20 января – большое событие для всего кинематографа – 100-летие с появления на свет
Федерико Феллини, перевернувшего мир режиссуры (фильмы «Сладкая жизнь»,
«Амаркорд»);
29 января – 160-летняя годовщина со дня рождения большого писателя малого жанра,
Антона Чехова;
10 февраля – 130 лет исполнилось бы автору «Доктора Живаго» Борису Пастернаку;
12 февраля – 120-лет было бы маршалу Чуйкова, известного тем, что отстоял Сталинград;
14 февраля – 180-летие с появления на свет Клод Моне, живописец, родоначальник
импрессионизма;
18 февраля – 240 лет настало бы еще одному художнику, Алексею Венецианову;
1 марта – 40-летний юбилей отмечает Анна Семенович, известная певица и актриса;
1 марта – 210 лет со дня, когда родился великий композитор Фредерик Шопен;
2 марта – 220 лет с появления на свет Евгения Боратынского, одного из представителей
«золотого века» русской поэзии;
6 марта – 545 лет с момента, когда родился Микеланджело Буонаротти, итальянский
скульптор и художник, изваявший Давида и расписавший Сикстинскую капеллу;
10 марта – 120-летие с появления на свет Васнецова Ю.В., автора «Богатырей», «Ивана

Царевича на Сером волке» и многих других картин;
21 марта – 335 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха;
27 марта – 105-ая годовщина со дня, когда родилась поэтесса Вероника Тушнова....
2 апреля – 180 лет прошло с появления на свет французского прозаика Эмиля Золя;
5 апреля – круглая дата со дня рождения известного английского писателя Артура Хейли –
100 лет;
22 апреля – 150 лет со дня, когда родился «вождь народов» — Владимир Ленин;
26 апреля – 360 лет пройдет с появления на свет Даниэля Дефо, автора «Робинзона Крузо»;
27 апреля – мир отметит 200-летие с даты рождения Герберта Спенсера, английского
философа;
3 мая – 110-летие отпраздновала бы поэтесса Ольга Бергольц;
7 мая – 180 лет со дня появления на свет известного русского композитора П.И.
Чайковского;
24 мая – 80-летие отметил бы писатель Иосиф Бродский, лауреат Нобелевской премии в
области литературы;
5 июня – 800 лет исполнится с даты рождения исторической личности – полководца
Александра Невского;
8 июня – 210 лет с появления на свет композитора Роберта Шумана;
10 июня – известный художник Илья Глазунов отметил бы 80 лет;
11 июня – ученый, звезда экранов, автор «Подводной Одиссеи» Жак Ив Кусто встретил бы
110-ую годовщину;
21 июня – 110 лет с появления на свет поэта Александра Твардовского отметит
литературное сообщество; 29 июня – 120-летие автора «Маленького принца» Антуана де
Сент-Экзюпери....
4 июля – 120-ая годовщина с появления на свет певца с необыкновенным голосом Луи
Армстронга;
7 июля – 80-ый юбилей отметит Ринго Старр, певец и барабанщик группы
«Битлз»; 19 июля – 85 исполняется Василию Ливанову, актеру и режиссеру; 26
июля – Андре Моруа исполнилось бы 135 лет.
5 августа – со дня, когда родился Ги де Мопассан, автор «Милого друга» и других романов,
наступит 170-ая годовщина;
7 августа – 45 исполнится актрисе Шарлиз Терон, обладательнице «Оскара»;
17 августа – народному артисту Олегу Табакову исполнилось бы 85 лет;
22 августа – известный фантаст Рэй Бредбери отметил бы 100-летнюю годовщину –
событие, которому литературный мир посвятит много мероприятий в 2020году;
23 августа – еще один писатель, Александр Грин, встретил бы 140-ую годовщину;
26 августа 95 лет со дня рождения режиссера Петра Тодоровского;
27 августа – миротворец и гуманист, известная на весь мир как Мать Тереза, отмечала бы
110 лет;
28 августа – 95-летие со дня появления на свет двух писателей – прозаика Юрия Трифонова
и фантаста Аркадия Стругацкого....

7 сентября – круглая дата отмечается в России – 150-ая годовщина с рождения писателя
Александра Куприна;
14 сентября – 55 отметит Премьер-министр России Дмитрий Медведев;
15 сентября – 130-летие со момента, когда родилась автор серии детективов про Эркюля
Пуаро Агата Кристи;
22 сентября – 120 лет отметил бы создатель токового словаря, известный филолог
С.И.Ожегов;
25 сентября – 100 лет со дня рождения известнейшего советского режиссера Сергея
Бондарчука.
9 октября – солисту группы «Битлз» Джону Леннона исполнилось бы 80 лет;
12 октября – оперный певец Лучано Поваротти отметил бы 85-летнюю годовщину;
22
октября – знаменательная дата – 150 лет с рождения Ивана Бунина, лауреата
Нобелевской премии, в честь этой даты запланировано множество литературных
мероприятий;
23
октября – 100-летие отметил бы детский писатель Джанни Родари; 26
октября – отмечается 140-ая годовщина с рождения поэта Андрея Белого;
12 ноября – 85 отметила бы звезда советского кино Людмила Гурченко;
19 ноября – 250-летие со дня рождения мореплавателя Ивана Крузенштерна;
20 ноября – 95 лет с появления на свет балерины Майи Плисецкой;
25 ноября – 210 лет отметил бы знаменитый хирург и ученый Николай Пирогов;
28 ноября – 140-летний юбилей будет отмечаться с появления на свет великого поэта
Александра Блока; 30 ноября – 185 исполнилось бы автору «Тома Сойера» Марку Твену....
5 декабря – 200-летие с момента появления на свет великого русского поэта Афанасия Фета,
12 декабря – 95 с рождения композитора Владимира Шаинского;
16 декабря – 105-летие отметил бы еще один композитор, Георгий Свиридов;
17 декабря – 250 лет со дня, когда на свет появился всемирно известный композитор
Людвиг ван Бетховен, композитор;
19 декабря – 105 лет пройдет со дня, когда родилась маленькая француженка с невероятно
сильным голосом – Эдит Пиаф.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».