УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ «Ичичалинская СОШ им.Б.Г.Битарова» ____________Идрисова Х.С. от « 31 »__августа 2020 г. №131 Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс (1 час в неделю, 34 часа за год) Оглавление 1. Пояснительная записка .......................................................................................................................................... 3 1.1. Описание учебно - методического комплекта ...................................................................... 3 1.2 Виды и формы промежуточного, итогового контроля 4 1.3 Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОДНКРН» для обучающихся 5 класса 4 2. Содержание тематических линий учебного предмета......................................................................... 7 3. Учебно-тематический план .......................................................................................................................... 8 3.1. Годовой учебно-тематический план ...................................................................................... 8 3.2 Календарно-тематическое планирование по ОДНКНР в 5 классе ...................................... 10 4. Приложения к программе .................................................................................................................................... 19 1. Пояснительная записка В соответствии с ФГОС основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ «ИЧИЧАЛИНСКАЯ СОШ ИМ.Б.Г.БИТАРОВА»данная программа рассчитана на преподавание предмета «ОДНКНР» в 5 классе в объеме 1 час в неделю, за год - 34 часа. 1.1. Описание учебно - методического комплекта Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа: Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составлена на основе примерной Программы ОДНКНР 5 класс /Программы общеобразовательных учреждений. Основы духовнонравственной культуры народов России 5 класс /под общей редакцией Н.Ф.Виноградовой, В.И.Власенко, А.В.Полякова - М.: Вентана-Граф, 2018. Сведения об учебнике Рабочая программа предназначена для изучения ОДНКНР в 5 классе средней общеобразовательной школы по учебнику Н.Ф.Виноградовой, В.И.Власенко, А.В.Полякова. Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г № 345. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». Методические и учебные пособия: Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб.,2002. Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991. Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М.,2005. Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1-4. М., 1998-2003, 2006. 6. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991. 7. Католическая энциклопедия. Т. 1-3. М., 2001-2006**. 8. Краткая еврейская энциклопедия: в 11т. Иерусалим, 1982-2001.(Т. 1-7- М., 1996). 9. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003*. 10. Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т.М., 2003*. 11. Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А.Тишкова. М.,1999*. 12. Православная энциклопедия. Т. 1-23. М., 2000-2010. 13. Религии народов современной России. A-Я. Словарь. М., 2002. 14. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993-1995. 15. Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1-2. М., 2002*. 1. 2. 3. 4. 5. Интернет-ресурсы: 1. http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов. 2. http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы. 3. http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел. 4. http://www.religion.historic.ru/ - история религии. 5. http://www.foma.ru/- о православии в России. 6. http://islam.ru/ - об исламе. 7. http://www.threeda.ru/ - об иудаизме. 1.2.Виды и формы промежуточного, итогового контроля Индивидуальные задания, тесты, устный опрос и викторины - главная составляющая учебного процесса. Применяются следующие технологии обучения: индивидуализация, коллективная и парная работы. В основном используется классно - урочная форма занятий. 1.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОДНКРН» для обучающихся 5 класса В результате изучения основ духовно-нравственной культуры народов России в 5 классе ученик должен: знать: о культуре и духовных традициях народов России; понятие нравственные ценности и духовный мир народов России; основные понятия о религиях народов России, их роли в культуре и истории российского общества; национально-территориальное образование Российской Федерации, наименование народов населяющих территорию РФ; уметь: находить на карте национально-территориальные Российской Федерации; образования определять влияние природных условий на жизнь и быт людей; описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстративного материала (учебника, художественного альбома, изобразительных электронных материалов и др.) или непосредственного наблюдения (экспонатов краеведческого музея, памятников истории и архитектуры и др.); рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России; готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях; характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках; использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России в общении с одноклассниками; рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений; оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их; объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»; приводить примеры беззаветного служения Родине - России. применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: толерантного отношения к людям других народов, культур и вероисповеданий, успешного и плодотворного, равноправного взаимодействия и сотрудничества с окружающими людьми различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций. Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это: готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками; достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир: формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения и толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них: владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; овладение методами познания, логическими действиями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); и операциями освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач: осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образ. Универсальные учебные действия (УУД) Познавательные: характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; различать культовые сооружения разных религий; формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные: рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»; анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся: o Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. o Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. o Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. o Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. o Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. o Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. o Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. К концу обучения школьники смогут научиться: Высказывать предположения о последствиях (безнравственного) поведения человека. неправильного Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. Работать с историческими источниками и документами 2. Содержание тематических линий учебного предмета Раздел 1. В мире культуры. Величие многонациональной российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей (К.П. Брюллов, И.Е. Репин, К.С. Станиславский и др.). Человек – творец и носитель культуры. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. Раздел 2. Нравственные ценности российского народа «Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Урал – Батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Семья – первый трудовой коллектив. Раздел 3. Религия и культура. Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Мечеть – часть исламской культуры. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Синагога – молельный дом иудеев. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Раздел 4. Как сохранить духовные ценности. Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России. Раздел 5. Твой духовный мир. Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека. 3. Учебно-тематический план 3.1. Годовой учебно-тематический план 5 класс - 34часа Количество часов № п/п Учебная тема 1 четверть 1. Раздел 1. В мире культуры Раздел 2. Нравственные ценности 2. российского народа Итого по учебному плану Итого по календарно-тематическому планированию 2 четверть Раздел 2. Нравственные ценности российского народа Итого по учебному плану Итого по календарно-тематическому планированию 3. № урока в плане всего Теоретических Практических 1-4 4 5-9 5 9 9 10-16 4 - 4 1 8 8 1 1 7 6 1 7 7 6 6 1 1 3 четверть Раздел 2. Нравственные ценности российского народа 5. Раздел 3. Религия и культура Итого по учебному плану Итого по календарно-тематическому планированию 4 четверть 4. Раздел 3. Религия и культура Раздел 4. Как сохранить духовные ценности 8. Раздел 5. Твой духовный мир 9. Обобщение и повторение. Итого по учебному плану Итого по календарно-тематическому планированию Всего по учебному плану Всего по календарно-тематическому планированию 6. 7. - 17-18 2 2 19-26 8 10 10 7 9 9 1 1 1 27-28 2 2 - 29-31 3 3 - 32-33 34 2 1 8 8 1 1 7 7 1 1 1 34 34 30 30 4 4 3.2.Календарно-тематическое планирование по ОДНКНР в 5 классе 1 час в неделю, всего 34 часа № урока Дата провед ения (план) Колво часов Тип / форма урока Планируемые результаты обучения Предметные Метапредметные Содержание учебного материала Виды и формы контроля I четверть 1- 4 Раздел 1. В мире культуры 4 1 В мире культуры. 1 2 Величие многонациональной российской культуры. Человек - творец и носитель культуры. Человек - творец и носитель культуры. 1 3 4 5-9 5 6 Раздел 2. Нравственные ценности российского народа Нравственные ценности российского народа «Береги землю родимую, как мать любимую» 1 1 ИНМ, СЗУН ИНМ, СЗУН ИНМ, СЗУН ЗИМ, СЗУН Работа с имеющимися Умение представлениями логические изучаемом предмете, выражать дополнение их. способности устные и собеседника, высказывания; его точку Умение признавать право тому другого человека на иное мнение; Воспитание способности к самостоятельно духовному осуществлять контроль деятельности, самосовершенствованию строить знаниями и рассуждения, об свои мысли и слушать Создавать понимать письменные зрения, классифицировать по или иному признаку; Умение развитию, нравственному Т, ЭБ В, УО Т, ЭБ, КЗУ Т, ЭБ своей формулировать тему и цели урока. 5 1 1 ИНМ СЗУН ИНМ СЗУН ЗИМ Работа с имеющимися знаниями и представлениями об изучаемом явлении, дополнение их. Представление Умение строить логические рассуждения, Т, ЭБ, ФО выражать свои мысли и КЗУ способности слушать собеседника, понимать Примеча ние Жизнь ратными подвигами полна Жизнь ратными подвигами полна 7 8 9 II четверть 1016 10 В труде - красота человека Раздел 2. Нравственные ценности российского народа В труде - красота человека 1 1 1 ИНМ К ИНМ УОСЗ о патриотизме. Создавать устные и письменные высказывания; Умение устанавливать причинноследственные его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; Умение самостоятельно связи. осуществлять контроль своей деятельности, формулировать тему и цели урока. Способность к работе с информацией представленной разными средствами; Умение устанавливать причинноследственные связи Проанализировать ход и способ действий. Работа с начальными и имеющимися представлениями об изучаемом предмете. Определение последовательности действий. Понятие о труде, формирование нравственнотрудовых качеств. Т, ЭБ Т, УО Т, ЭБ Способность к самостоятельному приобретению новых знаний. Умения управлять своей познавательной деятельностью, выявлять причинно- следственные связи; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные задания в парах, группах 7 1 К Способность к работе с Способность информацией представленной самостоятельному к Т, УО 11 12 13 14 15 «Плод добрых трудов славен» «Плод добрых трудов славен» Люди труда Люди труда Бережное отношение к природе 1 1 1 1 1 К ИНМ УОСЗ ИНМ ИНМ ЗИМ разными средствами; Умение устанавливать причинноследственные связи Проанализировать ход и способ действий. Работа с начальными и имеющимися представлениями об изучаемом предмете. Определение приобретению новых знаний. Умения управлять своей познавательной деятельностью, выявлять причинно- следственные связи; формирование умений взаимодействовать с последовательности действий. Понятие о труде, формирование нравственнотрудовых качеств. Работа с имеющимися и начальными представлениями об изучаемом предмете Операция классификации. Определение последовательности действий. Способность к работе с окружающими, выполнять различные задания в парах, группах Выявлять причинноследственные связи овладение умениями формулировать личные суждения и выводы по заданной теме. Умение определять Т, ЭБ Т, ЭБ Т, ЭБ Т, УО Т, КЗУ 16 Бережное отношение к природе 1 III четверть 17- Раздел 2. Нравственные 2 18 ценности российского народа 17 Семья - хранитель духовных ценностей Семья – первый трудовой коллектив. Любовь – главная семейная ценность 18 ИНМ информацией представленной разными средствами; Умение устанавливать причинноследственные связи Проанализировать ход и способ действий. Работа с начальными и имеющимися представлениями об изучаемом предмете. Определение последовательности действий. Формирование экологической культуры у обучающихся, воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. 1 ИНМ 1 ИНМ Работа с имеющимися и начальными представлениями об изучаемом явлении Операция классификации. Формирование семейных и нравственных ценностей, воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно. Устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; Выявлять причинноследственные связи овладение умениями формулировать личные понятия о духовных и семейных ценностях Т, КЗУ Т, УО Т, ФО 1926 19 20 Раздел 3. Религия и культура 8 Религия и культура Роль религии в развитии культуры 1 1 ИНМ ИНМ УОСЗ 21 Культурное наследие христианской Руси Культурное наследие христианской Руси Культура ислама Культура ислама Иудаизм и культура Иудаизм и культура 1 ИНМ 1 ЗИМ 1 1 1 1 ИНМ К К К 22 23 24 25 26 Работа с имеющимися и начальными представлениями об изучаемом явлении Операция классификации Определение последовательности действий воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и Способность к Т, ЭБ самостоятельному Т, ЭБ приобретению новых знаний и практических умений; Формирование приёмов работы с имеющимся материалом; умение выделять ключевое слово и существенные признаки понятий Способность к Т, самостоятельному УО приобретению Т, новых знаний ВП и Т, ЭБ высказывать Т, ЭБ, СП суждения, подтверждая Т, ЭБ, УО их фактами. Оценивание Т, ЭБ, УО работы одноклассников. Создавать устные и письменные высказывания; религии в жизни человека, и семьи и общества;в формирование представлений об исторической роли традиционных религий гражданского общества становлении российской государственности. умение определять понятия,создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий; умения работать с нетекстовым компонентом учебника. Умение устанавливать причинно-следственные связи IV четверть 2728 27 Раздел 3. Религия и культура 2 Культурные традиции буддизма 1 К Работа с имеющимися и Выражать свои мысли, Т, ЭБ, ФО 28 2931 29 Культурные традиции буддизма Раздел 4. Как сохранить духовные ценности. Как сохранить духовные ценности 1 ИНМ СЗУН начальными представлениями их об изучаемом явлении; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или отсутствию; формирование представлений об основах культуры строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации; Умение устанавливать причинно-следственные связи; Способность к самостоятельному приобретению новых традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. знаний и высказывать суждения, подтверждая их фактами. Оценивание работы одноклассников. Создавать устные и письменные высказывания Дополнение, обобщение и систематизация изученного Выражать свои мысли, строить высказывание в Т, УО 3 1 СЗУН Т, УО 30 31 Забота государства о сохранении духовных ценностей Хранить память предков 1 ИНМ ЗИМ 1 ИНМ ЗИМ материала. Проверка изученного материала. Роль государства в сохранении духовнонравственных ценностей и культуры народов России соответствие с задачами коммуникации Оценивание работы одноклассников Формирование умения обобщения и систематизации знаний и умение их применить; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать УО, вп СП, ВП индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 3233 32 Раздел 5. Твой духовный мир. 2 Твой духовный мир 1 33 Что составляет твой духовный мир? 1 ИНМ ЗИМ ИНМ СЗУН Формирование семейных и нравственных ценностей, воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию ФО, ВП, Т Формирование умения обобщения и систематизации УО, Т знаний и умение их применить; умение организовывать 34 Обобщение и повторение 1 УОСЗ Обобщение и систематизация изученного материала Проверка изученного материала ИТОГО: 34 часов учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; Т, ФО Принятые сокращения: Тип /форма урока ИНМ — изучение нового материала ЗИМ - закрепление изученного материала СЗУН - совершенствование знаний, умений, навыков УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний К – комбинированный Виды и формы контроля КЗУ - контроль знаний и умений Т – текущий контроль В – входной контроль СП – самопроверка ВП – взаимопроверка ФО – фронтальный опрос УО – устный опрос ЭБ – эвристическая беседа 4. Приложения к программе 3 января – 170 лет с появления на свет великого математика Софьи Ковалевской; 8 января – 110 лет исполнилось бы звезде русского балета Галине Улановой; 8 января – король поп-музыки Элвис Пресли отметил бы 85; 17 января – композитору и певцу, известному на всю страну Игорю Николаеву будет 60; 19 января – 120 лет со дня рождения поэта Михаила Исаковского; 20 января – большое событие для всего кинематографа – 100-летие с появления на свет Федерико Феллини, перевернувшего мир режиссуры (фильмы «Сладкая жизнь», «Амаркорд»); 29 января – 160-летняя годовщина со дня рождения большого писателя малого жанра, Антона Чехова; 10 февраля – 130 лет исполнилось бы автору «Доктора Живаго» Борису Пастернаку; 12 февраля – 120-лет было бы маршалу Чуйкова, известного тем, что отстоял Сталинград; 14 февраля – 180-летие с появления на свет Клод Моне, живописец, родоначальник импрессионизма; 18 февраля – 240 лет настало бы еще одному художнику, Алексею Венецианову; 1 марта – 40-летний юбилей отмечает Анна Семенович, известная певица и актриса; 1 марта – 210 лет со дня, когда родился великий композитор Фредерик Шопен; 2 марта – 220 лет с появления на свет Евгения Боратынского, одного из представителей «золотого века» русской поэзии; 6 марта – 545 лет с момента, когда родился Микеланджело Буонаротти, итальянский скульптор и художник, изваявший Давида и расписавший Сикстинскую капеллу; 10 марта – 120-летие с появления на свет Васнецова Ю.В., автора «Богатырей», «Ивана Царевича на Сером волке» и многих других картин; 21 марта – 335 лет со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха; 27 марта – 105-ая годовщина со дня, когда родилась поэтесса Вероника Тушнова.... 2 апреля – 180 лет прошло с появления на свет французского прозаика Эмиля Золя; 5 апреля – круглая дата со дня рождения известного английского писателя Артура Хейли – 100 лет; 22 апреля – 150 лет со дня, когда родился «вождь народов» — Владимир Ленин; 26 апреля – 360 лет пройдет с появления на свет Даниэля Дефо, автора «Робинзона Крузо»; 27 апреля – мир отметит 200-летие с даты рождения Герберта Спенсера, английского философа; 3 мая – 110-летие отпраздновала бы поэтесса Ольга Бергольц; 7 мая – 180 лет со дня появления на свет известного русского композитора П.И. Чайковского; 24 мая – 80-летие отметил бы писатель Иосиф Бродский, лауреат Нобелевской премии в области литературы; 5 июня – 800 лет исполнится с даты рождения исторической личности – полководца Александра Невского; 8 июня – 210 лет с появления на свет композитора Роберта Шумана; 10 июня – известный художник Илья Глазунов отметил бы 80 лет; 11 июня – ученый, звезда экранов, автор «Подводной Одиссеи» Жак Ив Кусто встретил бы 110-ую годовщину; 21 июня – 110 лет с появления на свет поэта Александра Твардовского отметит литературное сообщество; 29 июня – 120-летие автора «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери.... 4 июля – 120-ая годовщина с появления на свет певца с необыкновенным голосом Луи Армстронга; 7 июля – 80-ый юбилей отметит Ринго Старр, певец и барабанщик группы «Битлз»; 19 июля – 85 исполняется Василию Ливанову, актеру и режиссеру; 26 июля – Андре Моруа исполнилось бы 135 лет. 5 августа – со дня, когда родился Ги де Мопассан, автор «Милого друга» и других романов, наступит 170-ая годовщина; 7 августа – 45 исполнится актрисе Шарлиз Терон, обладательнице «Оскара»; 17 августа – народному артисту Олегу Табакову исполнилось бы 85 лет; 22 августа – известный фантаст Рэй Бредбери отметил бы 100-летнюю годовщину – событие, которому литературный мир посвятит много мероприятий в 2020году; 23 августа – еще один писатель, Александр Грин, встретил бы 140-ую годовщину; 26 августа 95 лет со дня рождения режиссера Петра Тодоровского; 27 августа – миротворец и гуманист, известная на весь мир как Мать Тереза, отмечала бы 110 лет; 28 августа – 95-летие со дня появления на свет двух писателей – прозаика Юрия Трифонова и фантаста Аркадия Стругацкого.... 7 сентября – круглая дата отмечается в России – 150-ая годовщина с рождения писателя Александра Куприна; 14 сентября – 55 отметит Премьер-министр России Дмитрий Медведев; 15 сентября – 130-летие со момента, когда родилась автор серии детективов про Эркюля Пуаро Агата Кристи; 22 сентября – 120 лет отметил бы создатель токового словаря, известный филолог С.И.Ожегов; 25 сентября – 100 лет со дня рождения известнейшего советского режиссера Сергея Бондарчука. 9 октября – солисту группы «Битлз» Джону Леннона исполнилось бы 80 лет; 12 октября – оперный певец Лучано Поваротти отметил бы 85-летнюю годовщину; 22 октября – знаменательная дата – 150 лет с рождения Ивана Бунина, лауреата Нобелевской премии, в честь этой даты запланировано множество литературных мероприятий; 23 октября – 100-летие отметил бы детский писатель Джанни Родари; 26 октября – отмечается 140-ая годовщина с рождения поэта Андрея Белого; 12 ноября – 85 отметила бы звезда советского кино Людмила Гурченко; 19 ноября – 250-летие со дня рождения мореплавателя Ивана Крузенштерна; 20 ноября – 95 лет с появления на свет балерины Майи Плисецкой; 25 ноября – 210 лет отметил бы знаменитый хирург и ученый Николай Пирогов; 28 ноября – 140-летний юбилей будет отмечаться с появления на свет великого поэта Александра Блока; 30 ноября – 185 исполнилось бы автору «Тома Сойера» Марку Твену.... 5 декабря – 200-летие с момента появления на свет великого русского поэта Афанасия Фета, 12 декабря – 95 с рождения композитора Владимира Шаинского; 16 декабря – 105-летие отметил бы еще один композитор, Георгий Свиридов; 17 декабря – 250 лет со дня, когда на свет появился всемирно известный композитор Людвиг ван Бетховен, композитор; 19 декабря – 105 лет пройдет со дня, когда родилась маленькая француженка с невероятно сильным голосом – Эдит Пиаф.