Информатика 11 класс Угринович

Аннотация
к рабочей программе по информатике
11 класс
Нормативные документы
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и ИКТ»
на базовом уровне, разработанной автором учебников Угриновичем Н.Д., содержание которой
соответствует Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика
и ИКТ» на базовом уровне, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с учётом
требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования.
Цели и задачи программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе,
биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные
модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и
коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных
дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении
различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей
функционирования,
создания и применения информационных
систем,
преимущественно
автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения
мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым
значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими
дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию
использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных
задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, содержание учебного
материала, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование,
учебно-методический комплект.
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне
составлено в соответствии с Базисным учебным планом и рассчитано на 34 часа.
Срок реализации рабочей программы
1 учебный год
При преподавании используются: классно-урочная система, практические занятия на
персональных компьютерах, применение мультимедийного материала.
Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение
нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме
практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований
СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном
классе или дома.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой
аттестации учащихся
Все формы текущего контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме
практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме
контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме,
определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
Типы уроков: ознакомление с новым материалом, информационно-развивающий урок,
формирование практических навыков, закрепление изученного материала, комбинированный ,
урок-контроль знаний, обобщение и систематизация знаний.

Пояснительная записка
Количество уроков на год всего - 34ч.
В неделю - 1ч.
Практических работ – 13.
Контрольных работ (тесты)– 3.

Цели и задачи программы:


Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной

научной

картины

мира,

роль

информационных

процессов

в

обществе,

биологических и технических системах;


Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели
реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ),



Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем
освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных
учебных предметов;



Воспитание

ответственного

отношения

к

соблюдению

этических

и

правовых

норм

информационной деятельности;


Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Требования к уровню подготовки:
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать


Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи
информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств
информационных и коммуникационных технологий;



Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;



Назначение и функции операционных систем;

уметь
 Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью
компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
 Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и
технических системах;
 Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному
объекту целям моделирования;
 Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
 Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
 Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые
документы;
 Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать
необходимую информацию по запросу пользователя;
 Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ
деловой графики;
 Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании
средств ИКТ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:


Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной
деятельности в том числе самообразовании;



Ориентации

в

информационном

пространстве,

работы

с

распространенными

автоматизированными информационными системами;


Автоматизации коммуникационной деятельности;



Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;



Эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Работа с одаренными детьми на уроках информатики
Проблема работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации
образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах
развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального
подхода в обучении. Долг и дар учителя заключается в том, чтобы создать условия, в которых
ученик мог бы проявить себя.
Учебный предмет – информатика, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития
личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде ещё реализуются
межпредметные связи.
Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по информатике в
школе свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего
совершенствования.
Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми по
следующим параметрам: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении
высоких результатов и уже продемонстрированные достижения (интеллектуальные способности,
специфические способности к обучению, творческое и продуктивное мышление, способности к изо
и исполнительскому искусству, психомоторные способности). Одаренность ребенка не всегда
проявляется внешне, т. е. нет интеллектуального блеска, может быть пассивным, застенчивым,
может быть из неблагополучной семьи. Высокая мотивация к достижению, положительное
отношение к школе служит признаком одаренности, но отсутствие ее еще не говорит об обратном.
Есть те, кто опережает сверстников в умственном развитии, кто обладает незаурядной
обучаемостью, а вот есть такие дети творческого склада ума, у которых своевольное поведение,
независимый характер, они непослушны. Такие дети нередко учителей раздражают, в их
одаренность они не видят.
Виды одаренности: интеллектуальная; творческая; академическая; художественно-эстетическая;
социальная или лидерская; психомоторная (т.е. спортивная).
Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя – научить учиться. В этом помогает
самостоятельный поиск. Ведь талантливому ребенку не нужно до конца все «разжевывать». Иногда
при объяснении нового материала, рассказав суть, и не вникая в подробности, предлагают дальше
некоторым ребятам из класса продолжить работу самостоятельно, отыскав свой путь решения
задачи. Главное, чтобы на этом этапе у детей были сформированы умения самостоятельно добывать
знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения,
аргументировать свой ответ.
Моделирование подобных ситуаций на уроке способствует тому, что каждый одаренный ребенок,
так или иначе, раскроет в себе новые способности.
Другой способ самореализации одаренных детей заключается в организации их исследовательской
деятельности. Такая форма работы предоставляет учащимся возможность выбора не только
направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в
предмете.

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность на уроках является
проектный метод. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается
выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив
свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.
Подобную работу можно проводить, начиная с 8 класса.
Исследовательская деятельность учащихся предполагает несколько этапов:
1.

Постановка проблемной ситуации

2.

Сбор и обработка материала

3.

Презентация проекта

4.

Обсуждение
Эта форма работы требует соблюдения нескольких правил, которые позволят организовать
исследовательскую деятельность детей.
Во-первых, учащиеся должны иметь четкий план действий, разработанный ими в группе или
индивидуально. В плане прописана деятельность каждого участника, определена цель исследования,
составлен алгоритм достижения поставленной цели.
Во-вторых, дети должны четко представлять, каким будет итог выполнения каждого этапа и
конечный продукт исследовательской работы. Возможно, это будет презентация, web-сайт,
публикация и т.д.
Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и
оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно
углублять свои знания и выявить свои ресурсы.
Основная часть работы с одаренными детьми приходится на внеурочную деятельность (спецкурсы,
факультативы). Здесь происходит подготовка детей к участию в различных мероприятиях.
Участие во всевозможных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах,
фестивалях, телекоммуникационных проектах дает возможность одаренному ребенку раскрыть свои
таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.
Для одаренного ребенка свойственна высокая концентрация на интересующем его предмете. С
годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели. Одаренные дети отличаются
разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, и
браться за слишком сложные задачи. Многие одаренные дети, осознающие свои большие
способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не
умеют пережить неудачу. В такой ситуации учителю, прежде всего, необходимо быть
доброжелательным и чутким, не критиковать, а, наоборот, хвалить ребенка, поощрять его творческое
и продуктивное мышление.
Другой вариант работы с одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его
самостоятельную работу с материалом.
В этом случае учителю в работе необходимо:





Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности,
психические особенности ребенка, его учебную нагрузку по другим предметам.
Продумать методику обучения. Одаренные дети требуют принципиально иной подготовки,
поскольку их отличает самостоятельность мышления, стремление к экспериментированию, им
необходима серьёзная умственная нагрузка.



Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.



Выбрать форму отчета ребенка за определенные промежутки времени.
Цели программы по информатике:






выявление и поддержка одаренных учеников;
формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в
информационном обществе;
повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики;



эффективное продолжение основного образования, удовлетворяющее разносторонние
запросы личности;



целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению
информатики;



образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных
технологий;



создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности,
умений реализовать полученные знания на практике.

Реализация мероприятий программы позволят:





создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого
потенциала трудовых ресурсов страны, усилить внимание к человеку и его развитию;
создать возможности для проявления одарённости и таланта;
обеспечить условия для профессиональной ориентации, творчества и образования
повышенного уровня школьникам;



создать условия для адаптации детей в обществе;



внедрить методические разработки и информационные технологии в систему работы
учителей-предметников
Очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к
районным и областным конкурсам и фестивалям.

Литература:
1. Информатика, учебник для 11 класса, Н. Д. Угринович, Москва, Лаборатория знаний,
БИНОМ, 2008 г
2. Рабочие программы по информатике и ИКТ, 5—11 классы, Москва, Глобус, 2008 г
3. Поурочные разработки по информатике, А. Х. Шелепаева, 10-11 класс, Москва, ВАКО, 2009г.
Преподавание информатики в основной школе, 8-11 классы, Н. Д. Угринович, Бином,
Москва, 2008г.

Календарно – тематическое планирование
№

Всего

§

Тема
Техника безопасности и
организация рабочего места.
Информация, информатика

часов

Из них
Т

ПР

Вид
практического

Контроль

Програм-е
обеспе-е

занятия
Глава 1: Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов)
Знать правила ТБ и правила
фронтальный
организации
рабочего места, понятия
опрос
1
1
информации и информатики.

Знание устройств компьютера и их
назначение, параметры и
характеристики
Умение находить сведения о
логических дисках.

§1.2

Уметь настраивать элементы рабочего
стола

§1.3

устный опрос

Знание способы и необходимость
защиты информации

§1.4

фронтальный
опрос

Иметь представление о способах
физической защиты данных

§1.4

Знать и уметь защищать компьютер от
компьютерных вирусов

§1.6

Знать и уметь защищать компьютер от
компьютерных червей

§1.7

Знать определения и виды
моделирования
Знание видов систем

§2.1.

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р1.

Internet
Explorer

1.2

Архитектура персонального
компьютера. Практическая
работа №2.

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р2.

Internet
Explorer

1.3

Операционные системы.
Практическая работа №3.

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р3.

SiSoftware

1.3

Операционные системы.
Практическая работа №4.

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р4.

SiSoftware

1.4

Защита от несанкционированного
доступа к информации.

2

2

1.5

Физическая защита данных.

1

1

1.6

Защита от вредоносных программ.
Практическая работа №5

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р5.

Антивирус
Касперского

1.7

Защита от вредоносных программ.
Практическая работа №6.

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р6.

Антивирус
Касперского

Контрольная работа №1

1

1

Итого:

11

8

1

1

устный опрос

1

1

фронтальный
опрос

2.2

Записи

§1.1

История развития вычислительной
техники. Практическая работа
№1.

Моделирование как метод
познания.
Системный подход в
моделировании.

Дом.
задание

Истории развития вычислительной
технике

1.1

2.1

Требования к уровню подготовки

§1.3

К/Р
3
Глава 2: Моделирование и формализация (8 часов)

§2.2.

2.3

Формы представления моделей.

1

1

устный опрос

Знание видов форм

2.4

Формализация.

1

1

фронтальный
опрос

Знать в чем состоит метод
формализации

§2.4

1

1

устный опрос

Знать этапов разработки и
исследования моделей

§2.5

Знать и уметь по шагам создавать

§2.6

2.5

2.6

Основные этапы разработки и
исследования моделей на
компьютере.
Исследование интерактивных

1

1

Практикум на

П/Р№7

Excel

§2.3

2.7

3.1
3.2

3.3

3.4

3.5
3.6

компьютерных моделей.
Практическая работа №7.
Исследование интерактивных
компьютерных моделей.
Практическая работа №8.
Контрольная работа №2 (тест)

1

1

1

Итого:

8

6

Табличные базы данных.
Системы управления БД.
Основные объекты СУБД.
Практическая работа №9.
Создание табличной базы
данных.
Использование формы для
просмотра и редактирования
записей в табличной БД.
Практическая работа №10.
Поиск записей в БД с помощью
фильтров и запросов.
Практическая работа №11.
Сортировка записей в табличной
БД. Практическая работа №12.
Печать данных с помощью
отчетов. Практическая работа
№13.
Иерархические и сетевые БД.

1

ПК

устный опрос

Практикум на
ПК

П/Р№8

1
0,5

0,5

Практикум на

Internet
Explorer

П/Р№9.

Access

Знать и уметь создавать табличную БД

§3.2.

П/Р№10.

Access

Знать и уметь создавать форму для БД

§3.3.

ПК

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р№11.

Access

Уметь создавать и выполнять поиск в
БД

§3.4.

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р№12.

Access

Уметь создавать и выполнять
сортировки в БД

§3.5.

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р№13

Access

Уметь создавать и выполнять печать
форм и отчетов в БД.

§3.6.

1

1

Знание правовых основ работы с ПО и
в Интернете
Знание этических основ работы в
Интернете
Знание перспективы развития
информационных технологий и ПК

§4.1

устный опрос
К/р

8

5,5

4.1

Право в Интернете.

1

1

устный опрос

4.2

Этика в Интернете.

1

1

устный опрос

1

1

фронтальный
опрос

4

4

устный опрос

7

7

34

26,5

5.1

Итого:
Всего за 11 класс:

§3.1.

фронтальный
опрос

Итого:

Перспективы развития
информационных и
коммуникативных технологий.
Повторение

Знание видов БД

2
Глава 3: Базы данных. СУБД (8 часов)

1

§2.7

К/р.

Контрольная работа №3 (тест

4.3

Excel

компьютерные модели из разных
областей
Знать и уметь по шагам создавать
компьютерные модели из разных
областей

2,5
Глава 4: Информационное общество (7 часов)

7,5

§4.2
§4.3
§5.1

Тематическое планирование
№

6.

Тема урока
1 полугодие - 16 часов
Инструктаж по технике безопасности.
История развития вычислительной техники.
Практическая работа №1. История развития вычислительной техники.
Архитектура персонального компьютера.
Практическая работа №2. Сведения об архитектуре компьютера.
Операционные системы.
Практическая работа №3. Сведения о логических дисках.
Операционные системы.
Практическая работа №4. Значки и ярлыки на рабочем столе.
Защита от несанкционированного доступа к информации.

7.

Защита от несанкционированного доступа к информации.

8.

Физическая защита данных.

9.

12.
13.

Защита от вредоносных программ.
Практическая работа №5. Защита компьютера от вирусов.
Защита от вредоносных программ.
Практическая работа №6. Защита компьютера от сетевых червей.
Контрольная работа №1 (тест) по теме: Компьютер как средство
автоматизации информационных процессов.
Моделирование как метод познания.
Системный подход в моделировании.

14.

Формы представления моделей.

15.
16.

19.

Формализация.
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
2 полугодие - 18 часов
Исследование интерактивных компьютерных моделей.
Практическая работа №7. Создание физической модели.
Исследование интерактивных компьютерных моделей.
Практическая работа №8. Создание математической модели.
Контрольная работа №2 (тест) по теме: Моделирование и формализация.

20.

Табличные базы данных.

21.

26.

Системы управления БД. Основные объекты СУБД.
Практическая работа №9. Создание табличной базы данных.
Использование формы для просмотра и редактирования записей в
табличной БД. Практическая работа №10. Создание формы в БД.
Поиск записей в БД с помощью фильтров и запросов. Практическая работа
№11. Поиск записей.
Сортировка записей в табличной БД.
Практическая работа №12. Сортировка данных в БД.
Печать данных с помощью отчетов.
Практическая работа №13. Создание отчетов в БД.
Иерархические и сетевые БД.

27.
28.

Контрольная работа №3 (тест) по теме: Базы данных. СУБД.
Право в Интернете.

29.

Этика в Интернете.

30.
31.
32.

Перспективы развития информационных и коммуникативных технологий.
Повторение: Информация. Кодирование информации.
Повторение: Устройство компьютера и программное обеспечение.

33.
34.

Повторение: Алгоритмизация и программирование.
Повторение: Основы логики и логические основы компьютера.

1.
2.
3.
4.
5.

10.
11.

17.
18.

22.
23.
24.
25.

Дата проведения

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (938) 785-00-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».