Аннотация к рабочей программе по информатике 11 класс Нормативные документы Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне, разработанной автором учебников Угриновичем Н.Д., содержание которой соответствует Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Цели и задачи программы: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов. Структура документа Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, содержание учебного материала, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование, учебно-методический комплект. Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне составлено в соответствии с Базисным учебным планом и рассчитано на 34 часа. Срок реализации рабочей программы 1 учебный год При преподавании используются: классно-урочная система, практические занятия на персональных компьютерах, применение мультимедийного материала. Формы организации учебного процесса Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся Все формы текущего контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут. Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы. Типы уроков: ознакомление с новым материалом, информационно-развивающий урок, формирование практических навыков, закрепление изученного материала, комбинированный , урок-контроль знаний, обобщение и систематизация знаний. Пояснительная записка Количество уроков на год всего - 34ч. В неделю - 1ч. Практических работ – 13. Контрольных работ (тесты)– 3. Цели и задачи программы: Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. Требования к уровню подготовки: В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен знать/понимать Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий; Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; Назначение и функции операционных систем; уметь Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах; Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту целям моделирования; Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя; Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики; Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности в том числе самообразовании; Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами; Автоматизации коммуникационной деятельности; Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; Эффективной организации индивидуального информационного пространства. Работа с одаренными детьми на уроках информатики Проблема работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Долг и дар учителя заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя. Учебный предмет – информатика, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде ещё реализуются межпредметные связи. Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по информатике в школе свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего совершенствования. Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми по следующим параметрам: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое и продуктивное мышление, способности к изо и исполнительскому искусству, психомоторные способности). Одаренность ребенка не всегда проявляется внешне, т. е. нет интеллектуального блеска, может быть пассивным, застенчивым, может быть из неблагополучной семьи. Высокая мотивация к достижению, положительное отношение к школе служит признаком одаренности, но отсутствие ее еще не говорит об обратном. Есть те, кто опережает сверстников в умственном развитии, кто обладает незаурядной обучаемостью, а вот есть такие дети творческого склада ума, у которых своевольное поведение, независимый характер, они непослушны. Такие дети нередко учителей раздражают, в их одаренность они не видят. Виды одаренности: интеллектуальная; творческая; академическая; художественно-эстетическая; социальная или лидерская; психомоторная (т.е. спортивная). Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя – научить учиться. В этом помогает самостоятельный поиск. Ведь талантливому ребенку не нужно до конца все «разжевывать». Иногда при объяснении нового материала, рассказав суть, и не вникая в подробности, предлагают дальше некоторым ребятам из класса продолжить работу самостоятельно, отыскав свой путь решения задачи. Главное, чтобы на этом этапе у детей были сформированы умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ. Моделирование подобных ситуаций на уроке способствует тому, что каждый одаренный ребенок, так или иначе, раскроет в себе новые способности. Другой способ самореализации одаренных детей заключается в организации их исследовательской деятельности. Такая форма работы предоставляет учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность на уроках является проектный метод. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Подобную работу можно проводить, начиная с 8 класса. Исследовательская деятельность учащихся предполагает несколько этапов: 1. Постановка проблемной ситуации 2. Сбор и обработка материала 3. Презентация проекта 4. Обсуждение Эта форма работы требует соблюдения нескольких правил, которые позволят организовать исследовательскую деятельность детей. Во-первых, учащиеся должны иметь четкий план действий, разработанный ими в группе или индивидуально. В плане прописана деятельность каждого участника, определена цель исследования, составлен алгоритм достижения поставленной цели. Во-вторых, дети должны четко представлять, каким будет итог выполнения каждого этапа и конечный продукт исследовательской работы. Возможно, это будет презентация, web-сайт, публикация и т.д. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы. Основная часть работы с одаренными детьми приходится на внеурочную деятельность (спецкурсы, факультативы). Здесь происходит подготовка детей к участию в различных мероприятиях. Участие во всевозможных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях, телекоммуникационных проектах дает возможность одаренному ребенку раскрыть свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы. Для одаренного ребенка свойственна высокая концентрация на интересующем его предмете. С годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели. Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу. В такой ситуации учителю, прежде всего, необходимо быть доброжелательным и чутким, не критиковать, а, наоборот, хвалить ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление. Другой вариант работы с одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. В этом случае учителю в работе необходимо: Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности ребенка, его учебную нагрузку по другим предметам. Продумать методику обучения. Одаренные дети требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает самостоятельность мышления, стремление к экспериментированию, им необходима серьёзная умственная нагрузка. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам. Выбрать форму отчета ребенка за определенные промежутки времени. Цели программы по информатике: выявление и поддержка одаренных учеников; формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в информационном обществе; повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики; эффективное продолжение основного образования, удовлетворяющее разносторонние запросы личности; целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики; образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных технологий; создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике. Реализация мероприятий программы позволят: создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала трудовых ресурсов страны, усилить внимание к человеку и его развитию; создать возможности для проявления одарённости и таланта; обеспечить условия для профессиональной ориентации, творчества и образования повышенного уровня школьникам; создать условия для адаптации детей в обществе; внедрить методические разработки и информационные технологии в систему работы учителей-предметников Очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к районным и областным конкурсам и фестивалям. Литература: 1. Информатика, учебник для 11 класса, Н. Д. Угринович, Москва, Лаборатория знаний, БИНОМ, 2008 г 2. Рабочие программы по информатике и ИКТ, 5—11 классы, Москва, Глобус, 2008 г 3. Поурочные разработки по информатике, А. Х. Шелепаева, 10-11 класс, Москва, ВАКО, 2009г. Преподавание информатики в основной школе, 8-11 классы, Н. Д. Угринович, Бином, Москва, 2008г. Календарно – тематическое планирование № Всего § Тема Техника безопасности и организация рабочего места. Информация, информатика часов Из них Т ПР Вид практического Контроль Програм-е обеспе-е занятия Глава 1: Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов) Знать правила ТБ и правила фронтальный организации рабочего места, понятия опрос 1 1 информации и информатики. Знание устройств компьютера и их назначение, параметры и характеристики Умение находить сведения о логических дисках. §1.2 Уметь настраивать элементы рабочего стола §1.3 устный опрос Знание способы и необходимость защиты информации §1.4 фронтальный опрос Иметь представление о способах физической защиты данных §1.4 Знать и уметь защищать компьютер от компьютерных вирусов §1.6 Знать и уметь защищать компьютер от компьютерных червей §1.7 Знать определения и виды моделирования Знание видов систем §2.1. 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р1. Internet Explorer 1.2 Архитектура персонального компьютера. Практическая работа №2. 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р2. Internet Explorer 1.3 Операционные системы. Практическая работа №3. 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р3. SiSoftware 1.3 Операционные системы. Практическая работа №4. 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р4. SiSoftware 1.4 Защита от несанкционированного доступа к информации. 2 2 1.5 Физическая защита данных. 1 1 1.6 Защита от вредоносных программ. Практическая работа №5 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р5. Антивирус Касперского 1.7 Защита от вредоносных программ. Практическая работа №6. 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р6. Антивирус Касперского Контрольная работа №1 1 1 Итого: 11 8 1 1 устный опрос 1 1 фронтальный опрос 2.2 Записи §1.1 История развития вычислительной техники. Практическая работа №1. Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Дом. задание Истории развития вычислительной технике 1.1 2.1 Требования к уровню подготовки §1.3 К/Р 3 Глава 2: Моделирование и формализация (8 часов) §2.2. 2.3 Формы представления моделей. 1 1 устный опрос Знание видов форм 2.4 Формализация. 1 1 фронтальный опрос Знать в чем состоит метод формализации §2.4 1 1 устный опрос Знать этапов разработки и исследования моделей §2.5 Знать и уметь по шагам создавать §2.6 2.5 2.6 Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных 1 1 Практикум на П/Р№7 Excel §2.3 2.7 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 компьютерных моделей. Практическая работа №7. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Практическая работа №8. Контрольная работа №2 (тест) 1 1 1 Итого: 8 6 Табличные базы данных. Системы управления БД. Основные объекты СУБД. Практическая работа №9. Создание табличной базы данных. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД. Практическая работа №10. Поиск записей в БД с помощью фильтров и запросов. Практическая работа №11. Сортировка записей в табличной БД. Практическая работа №12. Печать данных с помощью отчетов. Практическая работа №13. Иерархические и сетевые БД. 1 ПК устный опрос Практикум на ПК П/Р№8 1 0,5 0,5 Практикум на Internet Explorer П/Р№9. Access Знать и уметь создавать табличную БД §3.2. П/Р№10. Access Знать и уметь создавать форму для БД §3.3. ПК 1 0,5 0,5 Практикум на ПК 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р№11. Access Уметь создавать и выполнять поиск в БД §3.4. 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р№12. Access Уметь создавать и выполнять сортировки в БД §3.5. 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р№13 Access Уметь создавать и выполнять печать форм и отчетов в БД. §3.6. 1 1 Знание правовых основ работы с ПО и в Интернете Знание этических основ работы в Интернете Знание перспективы развития информационных технологий и ПК §4.1 устный опрос К/р 8 5,5 4.1 Право в Интернете. 1 1 устный опрос 4.2 Этика в Интернете. 1 1 устный опрос 1 1 фронтальный опрос 4 4 устный опрос 7 7 34 26,5 5.1 Итого: Всего за 11 класс: §3.1. фронтальный опрос Итого: Перспективы развития информационных и коммуникативных технологий. Повторение Знание видов БД 2 Глава 3: Базы данных. СУБД (8 часов) 1 §2.7 К/р. Контрольная работа №3 (тест 4.3 Excel компьютерные модели из разных областей Знать и уметь по шагам создавать компьютерные модели из разных областей 2,5 Глава 4: Информационное общество (7 часов) 7,5 §4.2 §4.3 §5.1 Тематическое планирование № 6. Тема урока 1 полугодие - 16 часов Инструктаж по технике безопасности. История развития вычислительной техники. Практическая работа №1. История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Практическая работа №2. Сведения об архитектуре компьютера. Операционные системы. Практическая работа №3. Сведения о логических дисках. Операционные системы. Практическая работа №4. Значки и ярлыки на рабочем столе. Защита от несанкционированного доступа к информации. 7. Защита от несанкционированного доступа к информации. 8. Физическая защита данных. 9. 12. 13. Защита от вредоносных программ. Практическая работа №5. Защита компьютера от вирусов. Защита от вредоносных программ. Практическая работа №6. Защита компьютера от сетевых червей. Контрольная работа №1 (тест) по теме: Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. 14. Формы представления моделей. 15. 16. 19. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. 2 полугодие - 18 часов Исследование интерактивных компьютерных моделей. Практическая работа №7. Создание физической модели. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Практическая работа №8. Создание математической модели. Контрольная работа №2 (тест) по теме: Моделирование и формализация. 20. Табличные базы данных. 21. 26. Системы управления БД. Основные объекты СУБД. Практическая работа №9. Создание табличной базы данных. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД. Практическая работа №10. Создание формы в БД. Поиск записей в БД с помощью фильтров и запросов. Практическая работа №11. Поиск записей. Сортировка записей в табличной БД. Практическая работа №12. Сортировка данных в БД. Печать данных с помощью отчетов. Практическая работа №13. Создание отчетов в БД. Иерархические и сетевые БД. 27. 28. Контрольная работа №3 (тест) по теме: Базы данных. СУБД. Право в Интернете. 29. Этика в Интернете. 30. 31. 32. Перспективы развития информационных и коммуникативных технологий. Повторение: Информация. Кодирование информации. Повторение: Устройство компьютера и программное обеспечение. 33. 34. Повторение: Алгоритмизация и программирование. Повторение: Основы логики и логические основы компьютера. 1. 2. 3. 4. 5. 10. 11. 17. 18. 22. 23. 24. 25. Дата проведения Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)