Информатика 10 класс Угринович

Нормативные документы

Аннотация
к рабочей программе по информатике
10 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и ИКТ» на
базовом уровне, разработанной автором учебников Угриновичем Н.Д., содержание которой
соответствует Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика
и ИКТ» на базовом уровне, с учётом требований федерального компонента государственного
стандарта среднего (полного) общего образования (2009г).
Преподавание курса ориентировано на использование учебника:
учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. –
М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, содержание учебного материала,
требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование, перечень
средств ИКТ, интернет ресурсы.
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне составлено в
соответствии с Базисным учебным планом и рассчитано на 34 часа.
Цели изучения информатики и ИКТ в 10 классе:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в
обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные
модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и
коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при
изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в
индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной
деятельности.

Срок реализации рабочей программы
1 учебный год
При преподавании используются: классно-урочная система, практические занятия на
персональных компьютерах, применение мультимедийного материала.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение
нового материала. Второй часть урока – компьютерный практикум в форме практических работ или
компьютерных практических заданий рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и
направленых на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных
практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата,
осмысленного и интересного для учащихся.

Особое место в учебнике «Информатика и ИКТ-10» занимает тема «Основы алгоритмизации и
объектно-ориентированного программирования». В этой теме рассматриваются все основные
алгоритмические структуры и их кодирование на языке программирования: язык структурного
программирования Pascal, который относится к свободному ПО .
Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой
исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и
собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом,
предает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой
аттестации учащихся
Все формы текущего контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме
практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме
контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме,
определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.
Типы уроков: ознакомление с новым материалом, информационно-развивающий урок,
формирование практических навыков, закрепление изученного материала, комбинированный ,
урок-контроль знаний, обобщение и систематизация знаний.

Пояснительная записка

Количество уроков на год всего - 34ч.
В неделю - 1ч.
Практических работ – 20.
Контрольных работ (тесты)– 2.

Цели и задачи программы:
Первая тема подводит итог изучению базового курса информатики. Она систематизирует
полученные знания, создает цельную картину предметной области, позволяет учащимся увидеть
перспективы в дальнейшем изучении предмета. Из важнейших образовательных и развивающих
задач школьной информатики является знакомство учащихся с системной наукой, развивающее
системное мышление и навыков к систематизации. Во второй части курса рассматриваются
применение компьютеров в области планирования и управления. Развитие этого направления также
относиться к числу приоритетных в новом веке.
В данной программе рассматривается ряд задач обработки статистических данных: поиск
теоретической зависимости по экспериментальным данным; прогнозирование; получение
оптимального плана и т.д.

Требования к уровню подготовки:
В результате изучения курса – «Информатика 10» учащиеся должны:
Знать:
● структуру предметной области информатики;
● информационную структуру www;
● что такое деревья и сети;
● основные задачи теоретической информатики;
● методы поиска информации в Интернет;

● типы табличных моделей;
● основные задачи прикладной информатики;
● средства и способы создания Web-сайтов;
● способы перехода от графа к табличным формам;
● что такое информационные ресурсы общества;
● что такое модель;
● основные виды информационных ресурсов России;
● этапы создания компьютерной модели;
● этапы истории компьютерных технологий;
● что такое Интернет;
● что такое системы управления и самоуправляемые системы.
● основные устройства глобальной сети;
● что такое основной протокол Интернет;
● что такое графы и какие существуют виды
● состав информационных услуг Интернет;
Уметь:
● работать в среде MS Windows;
● осуществлять анализ несложных систем;
● работать с текстовым процессором MS Word
● строить граф-модели систем с иерархической и несложных систем;
● строить табличные модели
● работать в Интернете с электронной почтой и телеконференциями;
● переходить от модели в форме графа к табличной

модели,

● работать с браузером WWW;
● работать с поисковыми серверами WWW;
● создавать презентации в среде Power Point.

Работа с одаренными детьми на уроках информатики

Проблема работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации
образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах
развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального
подхода в обучении. Долг и дар учителя заключается в том, чтобы создать условия, в которых
ученик мог бы проявить себя.
Учебный предмет – информатика, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития
личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде ещё реализуются
межпредметные связи.
Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по информатике в
школе свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего
совершенствования.
Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми по
следующим параметрам: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении
высоких результатов и уже продемонстрированные достижения (интеллектуальные способности,
специфические способности к обучению, творческое и продуктивное мышление, способности к изо
и исполнительскому искусству, психомоторные способности). Одаренность ребенка не всегда
проявляется внешне, т. е. нет интеллектуального блеска, может быть пассивным, застенчивым,
может быть из неблагополучной семьи. Высокая мотивация к достижению, положительное
отношение к школе служит признаком одаренности, но отсутствие ее еще не говорит об обратном.
Есть те, кто опережает сверстников в умственном развитии, кто обладает незаурядной
обучаемостью, а вот есть такие дети творческого склада ума, у которых своевольное поведение,
независимый характер, они непослушны. Такие дети нередко учителей раздражают, в их
одаренность они не видят.
Виды одаренности: интеллектуальная; творческая; академическая; художественно-эстетическая;
социальная или лидерская; психомоторная (т.е. спортивная).
Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя – научить учиться. В этом помогает
самостоятельный поиск. Ведь талантливому ребенку не нужно до конца все «разжевывать». Иногда
при объяснении нового материала, рассказав суть, и не вникая в подробности, предлагают дальше
некоторым ребятам из класса продолжить работу самостоятельно, отыскав свой путь решения
задачи. Главное, чтобы на этом этапе у детей были сформированы умения самостоятельно добывать
знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения,
аргументировать свой ответ.
Моделирование подобных ситуаций на уроке способствует тому, что каждый одаренный ребенок,
так или иначе, раскроет в себе новые способности.
Другой способ самореализации одаренных детей заключается в организации их исследовательской
деятельности. Такая форма работы предоставляет учащимся возможность выбора не только
направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в
предмете.
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность на уроках является
проектный метод. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается
выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив

свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции.
Подобную работу можно проводить, начиная с 8 класса.
Исследовательская деятельность учащихся предполагает несколько этапов:
1.

Постановка проблемной ситуации

2.

Сбор и обработка материала

3.

Презентация проекта

4.

Обсуждение
Эта форма работы требует соблюдения нескольких правил, которые позволят организовать
исследовательскую деятельность детей.
Во-первых, учащиеся должны иметь четкий план действий, разработанный ими в группе или
индивидуально. В плане прописана деятельность каждого участника, определена цель исследования,
составлен алгоритм достижения поставленной цели.
Во-вторых, дети должны четко представлять, каким будет итог выполнения каждого этапа и
конечный продукт исследовательской работы. Возможно, это будет презентация, web-сайт,
публикация и т.д.
Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и
оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно
углублять свои знания и выявить свои ресурсы.
Основная часть работы с одаренными детьми приходится на внеурочную деятельность (спецкурсы,
факультативы). Здесь происходит подготовка детей к участию в различных мероприятиях.
Участие во всевозможных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах,
фестивалях, телекоммуникационных проектах дает возможность одаренному ребенку раскрыть свои
таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.
Для одаренного ребенка свойственна высокая концентрация на интересующем его предмете. С
годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели. Одаренные дети отличаются
разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, и
браться за слишком сложные задачи. Многие одаренные дети, осознающие свои большие
способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не
умеют пережить неудачу. В такой ситуации учителю, прежде всего, необходимо быть
доброжелательным и чутким, не критиковать, а, наоборот, хвалить ребенка, поощрять его творческое
и продуктивное мышление.
Другой вариант работы с одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его
самостоятельную работу с материалом.
В этом случае учителю в работе необходимо:



Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности,
психические особенности ребенка, его учебную нагрузку по другим предметам.



Продумать методику обучения. Одаренные дети требуют принципиально иной подготовки,
поскольку их отличает самостоятельность мышления, стремление к экспериментированию, им
необходима серьёзная умственная нагрузка.



Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.



Выбрать форму отчета ребенка за определенные промежутки времени.
Цели программы по информатике:






выявление и поддержка одаренных учеников;
формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в
информационном обществе;
повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики;



эффективное продолжение основного образования, удовлетворяющее разносторонние
запросы личности;



целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению
информатики;



образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных
технологий;



создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности,
умений реализовать полученные знания на практике.

Реализация мероприятий программы позволят:








создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого
потенциала трудовых ресурсов страны, усилить внимание к человеку и его развитию;
создать возможности для проявления одарённости и таланта;
обеспечить условия для профессиональной ориентации, творчества и образования
повышенного уровня школьникам;
создать условия для адаптации детей в обществе;
внедрить методические разработки и информационные технологии в систему работы
учителей-предметников
Очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к
районным и областным конкурсам и фестивалям.

Литература:
1. Информатика, учебник для 10 класса, Н. Д. Угринович, Москва, Лаборатория знаний,
БИНОМ, 2008 г
2. Рабочие программы по информатике и ИКТ, 5—11 классы, Москва, Глобус, 2008 г
3. Поурочные разработки по информатике, А. Х. Шелепаева, 10-11 класс, Москва, ВАКО, 2009г
4. Преподавание информатики в основной школе, 8-11 классы, Н. Д. Угринович, Бином,
Москва, 2008г.

Календарно – тематическое планирование
№
§

Всего
Тема

часов

Из них
Т

ПР

Вид
практического

Контроль

Програм-е
обеспе-е

занятия
Глава 1: Информационные технологии ( 16 часов)

Требования к уровню подготовки

Дом.
задание

1.1

Инструктаж по технике
безопасности.

1

1

фронтальный
опрос

Знать правила ТБ и правила
организации рабочего места

Записи

1.1

Информация и информационные
процессы.

1

1

устный опрос

Знание видов информации и
информационных процессов.

§1.1

1.1

Кодирование текстовой
информации. Практическая
работа №1.

1

Знание способов и видов кодировок
информации, текста.

§1.1

1.1

Создание документов в текстовых
редакторах.

1

Уметь создавать и редактировать
текстовые документы.

§1.1

1.1

Форматирование документов в
текстовых редакторах.
Практическая работа №2.
Компьютерные словари и системы
компьютерного перевода текстов.

1

Уметь создавать и редактировать
текстовые документы.

§1.1

Умение работать со словарями и
системами распознавание документов

§1.1

Умение работать со словарями и
системами распознавание документов

§1.1

1.1

1

Практикум на
ПК

П/Р1.

Калькулятор

фронтальный
опрос

1
1

Практикум на
ПК

П/Р2.

Текстовые
редакторы
Компьютерные
словари

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р3.

Практическая работа №3.
1.1

Системы оптического
распознавания документов.
Практическая работа №4.

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р4.

1.2

Кодирование графической
информации. Практическая
работа №5

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р5.

Графические
редакторы

Знание видов и способов кодирования
графической информации

§1.2

1.2

Растровая графика. Практическая
работа №6

1

1

Практикум на
ПК

П/Р6.

Графические
редакторы

Умение работать с растровым
редактором

§1.2

1.2

Векторная графика. Практическая
работа №7

1

1

Практикум на
ПК

П/Р7.

Графические
редакторы

Умение работать с векторным
редактором

§1.2

1.3

Кодирование звуковой
информации.

1

Знание видов, способов кодирования
звуковой информации

§1.3

1.4

Компьютерные презентации.
Практическая работа №8.

1

Умение работать с презентациями

§1.4

1.5

Кодирование и обработка числовой
информации. Практическая
работа №9.

1

Знание способов кодирование и
обработки информации

§1.5

1.5

Электронные таблицы.
Практическая работа №10.

Умение создавать разные виды ссылок

§1.5

1.5

Умение создавать графики и
диаграммы

§1.5

фронтальный
опрос

1
1

Практикум на
ПК

П/Р7.

PowerPoint

0,5

Практикум на
ПК

П/Р8.

Калькулятор

1

1

Практикум на
ПК

П/Р9.

Excel

Электронные таблицы.
Практическая работа №11.

1

1

Практикум на
ПК

П/Р11.

Excel

Контрольная работа №1.

1

0,5

1

Тест

Итого:

16

7

2.1

Локальные и компьютерные сети.
Практическая работа №12

1

0,5

2.2

Глобальная компьютерная сеть
Интернет.

1

1

2.3

Подключение к Интернету.
Практическая работа №13.

1

0,5

2.4

Всемирная паутина.
Практическая работа №14.

1

2.5

Электронная почта.

1

2.5

Электронная почта. Практическая
работа №15.

1

2.6

Общение в Интернете в реальном
времени.

1

1

2.7

Файловые архивы. Практическая
работа №16

1

0,5

2.8

Радио, телевидение и Web –
камеры в Интернете.

1

1

2.9

Геоинформационные системы в
Интернете. Практическая работа
№17

1

2.10

Поиск информации в Интернете.

1

2.10

Поиск информации в Интернете.
Практическая работа №18.

1

1

Практикум на
ПК

П/Р№18.

Internet
Explorer

2.10

Поиск информации в Интернете.
Практическая работа №19.

1

1

Практикум на
ПК

П/Р№19.

Internet
Explorer

2.11

Электронная коммерция в
Интернете.

1

1

2.11

Библиотеки, энциклопедии и
словари в Интернете.
Практическая работа №20.

1

0,5

2.12

Основы языка разметки
гипертекста.

2

2

фронтальный
опрос

Контрольная работа №2.

1

1

Тест

Итого:

18

11

7

Всего за 10 класс:

34

18

16

9
Глава 2: Коммуникативные технологии (18 часов)
0,5

Практикум на
ПК

П/Р12.

Знание видов компьютерных сетей и
их особенностей

§2.1.

фронтальный
опрос

Знание истории и назначения
глобальной компьютерной сети

§2.2.

0,5

Практикум на
ПК

П/Р13.

Знание особенностей подключения к
Интернету

§2.3.

1

Практикум на
ПК

П/Р14.

Знание браузеров, кнопки, панели,
окно

§2.4.

1
1

Практикум на
ПК

устный опрос

Outlook

Особенности, виды, достоинства
электронной почты

§2.5.

П/Р15.

Outlook

Особенности, виды, достоинства
электронной почты

§2.5.

Знание видов и способов общения в
реальном режиме времени в Интернете

§2.6.

Умение работать с файлами в сети

§2.7.

Знание возможностей Интернета для
радио, видео и телевидения.

§2.8.

Умение работать с
геоинофрмационными системами в
сети.
Умение искать и обрабатывать
информацию из сети Интернет

§2.9.

Умение искать и обрабатывать
информацию из сети Интернет

§2.10.

Умение искать и обрабатывать
информацию из сети Интернет

§2.10.

Знание возможностей Интернета в
сфере электронной коммерции

§2.11.

Умение работать с библиотеками,
словарями, энциклопедиями в сети.

§2.11.

Знание тегов и основ создания сайтов.

§2.12.

фронтальный
опрос
0,5

Практикум на
ПК

П/Р№16.

Internet
Explorer

фронтальный
опрос
1

Практикум на
ПК

П/Р№17.

Internet
Explorer

фронтальный
опрос

1

устный опрос
0,5

Практикум на
ПК

П/Р№20.

Internet
Explorer

§2.9.

Тематическое планирование
№

Тема урока
1 полугодие (16 часов)

1.
2.

Инструктаж по технике безопасности.
Информация и информационные процессы.

3.

Кодирование текстовой информации. Практическая работа №1. Кодирование
русских букв.
Создание документов в текстовых редакторах. Практическая работа №2.
Создание и форматирование документа.
Форматирование документов в текстовых редакторах.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.
Практическая работа №3. Перевод с помощью словаря или переводчика.
Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №4.
Сканирование и распознавание документа.
Кодирование графической информации. Практическая работа №5. Кодирование
графической информации.
Растровая графика. Практическая работа №6. Растровая графика.

10. Векторная графика. Практическая работа №7. Векторная графика.
11. Кодирование звуковой информации.
12. Компьютерные презентации. Практическая работа №8. Создание презентации.
13. Кодирование и обработка числовой информации. Практическая работа №9.
перевод чисел в системах счисления.
14. Электронные таблицы. Практическая работа №10. Абсолютные и
относительные ссылки.
15. Электронные таблицы. Практическая работа №11. Диаграммы и графики.
16. Контрольная работа №1.
2 полугодие (18 часов)
17. Локальные и компьютерные сети. Практическая работа №12. Представление
общего доступа в локальной сети.
18. Глобальная компьютерная сеть Интернет.
19. Подключение к Интернету. Практическая работа №13. Создание подключения к
Интернету.
20. Всемирная паутина. Практическая работа №14. Настройка браузера.
21. Электронная почта.
22. Электронная почта. Практическая работа №15. Работа с электронной почтой.
23. Общение в Интернете в реальном времени.
24. Файловые архивы. Практическая работа №16. Работа с файловыми архивами.
25. Радио, телевидение и Web – камеры в Интернете.
26. Геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа №17.
Геоинформационные системы в Интернете.
27. Поиск информации в Интернете.
28. Поиск информации в Интернете. Практическая работа №18. Поиск информации
в Интернете.
29. Поиск информации в Интернете. Практическая работа №19. Поиск информации
в Интернете.
30. Электронная коммерция в Интернете.
31. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Практическая работа №20.
Электронные библиотеки в Интернете.
32. Основы языка разметки гипертекста.
33. Основы языка разметки гипертекста.
34. Контрольная работа №2.

Дата проведения

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (938) 785-00-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».