Нормативные документы Аннотация к рабочей программе по информатике 10 класс Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне, разработанной автором учебников Угриновичем Н.Д., содержание которой соответствует Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2009г). Преподавание курса ориентировано на использование учебника: учебник «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»; Структура документа Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, содержание учебного материала, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование, перечень средств ИКТ, интернет ресурсы. Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне составлено в соответствии с Базисным учебным планом и рассчитано на 34 часа. Цели изучения информатики и ИКТ в 10 классе: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. Срок реализации рабочей программы 1 учебный год При преподавании используются: классно-урочная система, практические занятия на персональных компьютерах, применение мультимедийного материала. Формы организации учебного процесса Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала. Второй часть урока – компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направленых на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Особое место в учебнике «Информатика и ИКТ-10» занимает тема «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования». В этой теме рассматриваются все основные алгоритмические структуры и их кодирование на языке программирования: язык структурного программирования Pascal, который относится к свободному ПО . Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, предает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся Все формы текущего контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут. Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы. Типы уроков: ознакомление с новым материалом, информационно-развивающий урок, формирование практических навыков, закрепление изученного материала, комбинированный , урок-контроль знаний, обобщение и систематизация знаний. Пояснительная записка Количество уроков на год всего - 34ч. В неделю - 1ч. Практических работ – 20. Контрольных работ (тесты)– 2. Цели и задачи программы: Первая тема подводит итог изучению базового курса информатики. Она систематизирует полученные знания, создает цельную картину предметной области, позволяет учащимся увидеть перспективы в дальнейшем изучении предмета. Из важнейших образовательных и развивающих задач школьной информатики является знакомство учащихся с системной наукой, развивающее системное мышление и навыков к систематизации. Во второй части курса рассматриваются применение компьютеров в области планирования и управления. Развитие этого направления также относиться к числу приоритетных в новом веке. В данной программе рассматривается ряд задач обработки статистических данных: поиск теоретической зависимости по экспериментальным данным; прогнозирование; получение оптимального плана и т.д. Требования к уровню подготовки: В результате изучения курса – «Информатика 10» учащиеся должны: Знать: ● структуру предметной области информатики; ● информационную структуру www; ● что такое деревья и сети; ● основные задачи теоретической информатики; ● методы поиска информации в Интернет; ● типы табличных моделей; ● основные задачи прикладной информатики; ● средства и способы создания Web-сайтов; ● способы перехода от графа к табличным формам; ● что такое информационные ресурсы общества; ● что такое модель; ● основные виды информационных ресурсов России; ● этапы создания компьютерной модели; ● этапы истории компьютерных технологий; ● что такое Интернет; ● что такое системы управления и самоуправляемые системы. ● основные устройства глобальной сети; ● что такое основной протокол Интернет; ● что такое графы и какие существуют виды ● состав информационных услуг Интернет; Уметь: ● работать в среде MS Windows; ● осуществлять анализ несложных систем; ● работать с текстовым процессором MS Word ● строить граф-модели систем с иерархической и несложных систем; ● строить табличные модели ● работать в Интернете с электронной почтой и телеконференциями; ● переходить от модели в форме графа к табличной модели, ● работать с браузером WWW; ● работать с поисковыми серверами WWW; ● создавать презентации в среде Power Point. Работа с одаренными детьми на уроках информатики Проблема работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Долг и дар учителя заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя. Учебный предмет – информатика, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде ещё реализуются межпредметные связи. Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по информатике в школе свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего совершенствования. Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми по следующим параметрам: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое и продуктивное мышление, способности к изо и исполнительскому искусству, психомоторные способности). Одаренность ребенка не всегда проявляется внешне, т. е. нет интеллектуального блеска, может быть пассивным, застенчивым, может быть из неблагополучной семьи. Высокая мотивация к достижению, положительное отношение к школе служит признаком одаренности, но отсутствие ее еще не говорит об обратном. Есть те, кто опережает сверстников в умственном развитии, кто обладает незаурядной обучаемостью, а вот есть такие дети творческого склада ума, у которых своевольное поведение, независимый характер, они непослушны. Такие дети нередко учителей раздражают, в их одаренность они не видят. Виды одаренности: интеллектуальная; творческая; академическая; художественно-эстетическая; социальная или лидерская; психомоторная (т.е. спортивная). Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя – научить учиться. В этом помогает самостоятельный поиск. Ведь талантливому ребенку не нужно до конца все «разжевывать». Иногда при объяснении нового материала, рассказав суть, и не вникая в подробности, предлагают дальше некоторым ребятам из класса продолжить работу самостоятельно, отыскав свой путь решения задачи. Главное, чтобы на этом этапе у детей были сформированы умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ. Моделирование подобных ситуаций на уроке способствует тому, что каждый одаренный ребенок, так или иначе, раскроет в себе новые способности. Другой способ самореализации одаренных детей заключается в организации их исследовательской деятельности. Такая форма работы предоставляет учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность на уроках является проектный метод. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Подобную работу можно проводить, начиная с 8 класса. Исследовательская деятельность учащихся предполагает несколько этапов: 1. Постановка проблемной ситуации 2. Сбор и обработка материала 3. Презентация проекта 4. Обсуждение Эта форма работы требует соблюдения нескольких правил, которые позволят организовать исследовательскую деятельность детей. Во-первых, учащиеся должны иметь четкий план действий, разработанный ими в группе или индивидуально. В плане прописана деятельность каждого участника, определена цель исследования, составлен алгоритм достижения поставленной цели. Во-вторых, дети должны четко представлять, каким будет итог выполнения каждого этапа и конечный продукт исследовательской работы. Возможно, это будет презентация, web-сайт, публикация и т.д. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы. Основная часть работы с одаренными детьми приходится на внеурочную деятельность (спецкурсы, факультативы). Здесь происходит подготовка детей к участию в различных мероприятиях. Участие во всевозможных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях, телекоммуникационных проектах дает возможность одаренному ребенку раскрыть свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы. Для одаренного ребенка свойственна высокая концентрация на интересующем его предмете. С годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели. Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу. В такой ситуации учителю, прежде всего, необходимо быть доброжелательным и чутким, не критиковать, а, наоборот, хвалить ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление. Другой вариант работы с одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. В этом случае учителю в работе необходимо: Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности ребенка, его учебную нагрузку по другим предметам. Продумать методику обучения. Одаренные дети требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает самостоятельность мышления, стремление к экспериментированию, им необходима серьёзная умственная нагрузка. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам. Выбрать форму отчета ребенка за определенные промежутки времени. Цели программы по информатике: выявление и поддержка одаренных учеников; формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в информационном обществе; повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики; эффективное продолжение основного образования, удовлетворяющее разносторонние запросы личности; целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики; образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных технологий; создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике. Реализация мероприятий программы позволят: создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала трудовых ресурсов страны, усилить внимание к человеку и его развитию; создать возможности для проявления одарённости и таланта; обеспечить условия для профессиональной ориентации, творчества и образования повышенного уровня школьникам; создать условия для адаптации детей в обществе; внедрить методические разработки и информационные технологии в систему работы учителей-предметников Очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к районным и областным конкурсам и фестивалям. Литература: 1. Информатика, учебник для 10 класса, Н. Д. Угринович, Москва, Лаборатория знаний, БИНОМ, 2008 г 2. Рабочие программы по информатике и ИКТ, 5—11 классы, Москва, Глобус, 2008 г 3. Поурочные разработки по информатике, А. Х. Шелепаева, 10-11 класс, Москва, ВАКО, 2009г 4. Преподавание информатики в основной школе, 8-11 классы, Н. Д. Угринович, Бином, Москва, 2008г. Календарно – тематическое планирование № § Всего Тема часов Из них Т ПР Вид практического Контроль Програм-е обеспе-е занятия Глава 1: Информационные технологии ( 16 часов) Требования к уровню подготовки Дом. задание 1.1 Инструктаж по технике безопасности. 1 1 фронтальный опрос Знать правила ТБ и правила организации рабочего места Записи 1.1 Информация и информационные процессы. 1 1 устный опрос Знание видов информации и информационных процессов. §1.1 1.1 Кодирование текстовой информации. Практическая работа №1. 1 Знание способов и видов кодировок информации, текста. §1.1 1.1 Создание документов в текстовых редакторах. 1 Уметь создавать и редактировать текстовые документы. §1.1 1.1 Форматирование документов в текстовых редакторах. Практическая работа №2. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. 1 Уметь создавать и редактировать текстовые документы. §1.1 Умение работать со словарями и системами распознавание документов §1.1 Умение работать со словарями и системами распознавание документов §1.1 1.1 1 Практикум на ПК П/Р1. Калькулятор фронтальный опрос 1 1 Практикум на ПК П/Р2. Текстовые редакторы Компьютерные словари 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р3. Практическая работа №3. 1.1 Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №4. 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р4. 1.2 Кодирование графической информации. Практическая работа №5 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р5. Графические редакторы Знание видов и способов кодирования графической информации §1.2 1.2 Растровая графика. Практическая работа №6 1 1 Практикум на ПК П/Р6. Графические редакторы Умение работать с растровым редактором §1.2 1.2 Векторная графика. Практическая работа №7 1 1 Практикум на ПК П/Р7. Графические редакторы Умение работать с векторным редактором §1.2 1.3 Кодирование звуковой информации. 1 Знание видов, способов кодирования звуковой информации §1.3 1.4 Компьютерные презентации. Практическая работа №8. 1 Умение работать с презентациями §1.4 1.5 Кодирование и обработка числовой информации. Практическая работа №9. 1 Знание способов кодирование и обработки информации §1.5 1.5 Электронные таблицы. Практическая работа №10. Умение создавать разные виды ссылок §1.5 1.5 Умение создавать графики и диаграммы §1.5 фронтальный опрос 1 1 Практикум на ПК П/Р7. PowerPoint 0,5 Практикум на ПК П/Р8. Калькулятор 1 1 Практикум на ПК П/Р9. Excel Электронные таблицы. Практическая работа №11. 1 1 Практикум на ПК П/Р11. Excel Контрольная работа №1. 1 0,5 1 Тест Итого: 16 7 2.1 Локальные и компьютерные сети. Практическая работа №12 1 0,5 2.2 Глобальная компьютерная сеть Интернет. 1 1 2.3 Подключение к Интернету. Практическая работа №13. 1 0,5 2.4 Всемирная паутина. Практическая работа №14. 1 2.5 Электронная почта. 1 2.5 Электронная почта. Практическая работа №15. 1 2.6 Общение в Интернете в реальном времени. 1 1 2.7 Файловые архивы. Практическая работа №16 1 0,5 2.8 Радио, телевидение и Web – камеры в Интернете. 1 1 2.9 Геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа №17 1 2.10 Поиск информации в Интернете. 1 2.10 Поиск информации в Интернете. Практическая работа №18. 1 1 Практикум на ПК П/Р№18. Internet Explorer 2.10 Поиск информации в Интернете. Практическая работа №19. 1 1 Практикум на ПК П/Р№19. Internet Explorer 2.11 Электронная коммерция в Интернете. 1 1 2.11 Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Практическая работа №20. 1 0,5 2.12 Основы языка разметки гипертекста. 2 2 фронтальный опрос Контрольная работа №2. 1 1 Тест Итого: 18 11 7 Всего за 10 класс: 34 18 16 9 Глава 2: Коммуникативные технологии (18 часов) 0,5 Практикум на ПК П/Р12. Знание видов компьютерных сетей и их особенностей §2.1. фронтальный опрос Знание истории и назначения глобальной компьютерной сети §2.2. 0,5 Практикум на ПК П/Р13. Знание особенностей подключения к Интернету §2.3. 1 Практикум на ПК П/Р14. Знание браузеров, кнопки, панели, окно §2.4. 1 1 Практикум на ПК устный опрос Outlook Особенности, виды, достоинства электронной почты §2.5. П/Р15. Outlook Особенности, виды, достоинства электронной почты §2.5. Знание видов и способов общения в реальном режиме времени в Интернете §2.6. Умение работать с файлами в сети §2.7. Знание возможностей Интернета для радио, видео и телевидения. §2.8. Умение работать с геоинофрмационными системами в сети. Умение искать и обрабатывать информацию из сети Интернет §2.9. Умение искать и обрабатывать информацию из сети Интернет §2.10. Умение искать и обрабатывать информацию из сети Интернет §2.10. Знание возможностей Интернета в сфере электронной коммерции §2.11. Умение работать с библиотеками, словарями, энциклопедиями в сети. §2.11. Знание тегов и основ создания сайтов. §2.12. фронтальный опрос 0,5 Практикум на ПК П/Р№16. Internet Explorer фронтальный опрос 1 Практикум на ПК П/Р№17. Internet Explorer фронтальный опрос 1 устный опрос 0,5 Практикум на ПК П/Р№20. Internet Explorer §2.9. Тематическое планирование № Тема урока 1 полугодие (16 часов) 1. 2. Инструктаж по технике безопасности. Информация и информационные процессы. 3. Кодирование текстовой информации. Практическая работа №1. Кодирование русских букв. Создание документов в текстовых редакторах. Практическая работа №2. Создание и форматирование документа. Форматирование документов в текстовых редакторах. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа №3. Перевод с помощью словаря или переводчика. Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №4. Сканирование и распознавание документа. Кодирование графической информации. Практическая работа №5. Кодирование графической информации. Растровая графика. Практическая работа №6. Растровая графика. 10. Векторная графика. Практическая работа №7. Векторная графика. 11. Кодирование звуковой информации. 12. Компьютерные презентации. Практическая работа №8. Создание презентации. 13. Кодирование и обработка числовой информации. Практическая работа №9. перевод чисел в системах счисления. 14. Электронные таблицы. Практическая работа №10. Абсолютные и относительные ссылки. 15. Электронные таблицы. Практическая работа №11. Диаграммы и графики. 16. Контрольная работа №1. 2 полугодие (18 часов) 17. Локальные и компьютерные сети. Практическая работа №12. Представление общего доступа в локальной сети. 18. Глобальная компьютерная сеть Интернет. 19. Подключение к Интернету. Практическая работа №13. Создание подключения к Интернету. 20. Всемирная паутина. Практическая работа №14. Настройка браузера. 21. Электронная почта. 22. Электронная почта. Практическая работа №15. Работа с электронной почтой. 23. Общение в Интернете в реальном времени. 24. Файловые архивы. Практическая работа №16. Работа с файловыми архивами. 25. Радио, телевидение и Web – камеры в Интернете. 26. Геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа №17. Геоинформационные системы в Интернете. 27. Поиск информации в Интернете. 28. Поиск информации в Интернете. Практическая работа №18. Поиск информации в Интернете. 29. Поиск информации в Интернете. Практическая работа №19. Поиск информации в Интернете. 30. Электронная коммерция в Интернете. 31. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Практическая работа №20. Электронные библиотеки в Интернете. 32. Основы языка разметки гипертекста. 33. Основы языка разметки гипертекста. 34. Контрольная работа №2. Дата проведения Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)