Информатика 8 класс Угринович

Аннотация
к рабочей программе по информатике
8 класс
Нормативные документы
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы
Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу
«Информатика и ИКТ» на базовом уровне и требований федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования (2004г).
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и
программно-методического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович.– 2-е изд.,
испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
Цель и задачи
Изучение предмета в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации,
информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и
других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать
собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении
профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
 познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в
компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
 познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики;
дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера;
обучить основным приемам работы с графическим редактором.
 познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить
основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых
табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
 раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах
знаний и логической модели знаний;
 продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и
работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной
команде и автоматическом исполнении программы процессором;
 обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их
программированию, обучить навыкам работы с системой программирования.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, содержание учебного
материала, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое
планирование, перечень учебно-методических средств, средств ИКТ.
Планирование курса «Информатика и ИКТ» составлено в соответствии с Базисным
учебным планом и рассчитано на 34 часа (1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета
Информация и информационные процессы – 8 ч
Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч
Коммуникационные технологии – 14
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации- 15 ч.
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования -11 ч.
Кодирование и обработка текстовой информации-16 ч
Кодирование и обработка числовой информации- 15 ч
Моделирование и формализация-7 ч
Информатизация общества -3ч.
Повторение 3 ч
Срок реализации рабочей программы
1 учебный год
При преподавании используются: классно-урочная система, практические занятия на
персональных компьютерах, применение мультимедийного материала.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение
нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме
практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом
требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических
приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на
получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;
промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-35 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме
практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме
контрольной работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме теста.
Типы уроков: ознакомление с новым материалом, информационно-развивающий
урок, формирование практических навыков, закрепление изученного материала,
комбинированный , урок-контроль знаний, обобщение и систематизация знаний.

Пояснительная записка

Количество уроков на год всего - 34ч.
В неделю - 1ч.
Практических работ – 13.
Контрольных работ – 2.

Цели и задачи:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на
достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации,
информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера
и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ),
организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее
результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении
профессий, востребованных на рынке труда.

Требования к уровню подготовки:
знать/понимать
 связь между информацией и знаниями человека;
 что такое информационные процессы;
 какие существуют носители информации;
 функции языка как способа представления информации; что такое естественные и
формальные языки;
 как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
 что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
 правила техники безопасности и при работе на компьютере;
 состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
 основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей,
устройств ввода и вывода информации);
 структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
 типы и свойства устройств внешней памяти;
 типы и назначение устройств ввода/вывода;
 сущность программного управления работой компьютера;
 принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка),
файловая структура;
 назначение программного обеспечения и его состав.

 способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки,
текстовые файлы);
 назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
 основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать,
орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
 способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре,
кодировке цвета, видеопамяти;
 какие существуют области применения компьютерной графики;
 назначение графических редакторов;
 назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего
поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
 что такое мультимедиа;
 принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
 основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
уметь
 приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой
деятельности, живой природы и техники;
 определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
 приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
 измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного
алфавита);
 пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
 пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
 включать и выключать компьютер;
 пользоваться клавиатурой;
 ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой,
работать с окнами;
 инициализировать выполнение программ из программных файлов;
 просматривать на экране каталог диска;
 выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование,
перемещение, удаление, переименование, поиск;
 использовать антивирусные программы.
 набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
 выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
 сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
 строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
 сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
 создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение,
звук, анимацию и текст.
 уметь работать в Интернете: общение, поиск, электронная почта, файловые архивы.

Работа с одаренными детьми на уроках информатики
Проблема работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации
образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах
развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального
подхода в обучении. Долг и дар учителя заключается в том, чтобы создать условия, в которых
ученик мог бы проявить себя.
Учебный предмет – информатика, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития
личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде ещё реализуются
межпредметные связи.
Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по информатике в
школе свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего
совершенствования.
Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми по
следующим параметрам: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении
высоких результатов и уже продемонстрированные достижения (интеллектуальные
способности, специфические способности к обучению, творческое и продуктивное мышление,
способности к изо и исполнительскому искусству, психомоторные способности). Одаренность
ребенка не всегда проявляется внешне, т. е. нет интеллектуального блеска, может быть
пассивным, застенчивым, может быть из неблагополучной семьи. Высокая мотивация к
достижению, положительное отношение к школе служит признаком одаренности, но отсутствие
ее еще не говорит об обратном. Есть те, кто опережает сверстников в умственном развитии, кто
обладает незаурядной обучаемостью, а вот есть такие дети творческого склада ума, у которых
своевольное поведение, независимый характер, они непослушны. Такие дети нередко учителей
раздражают, в их одаренность они не видят.
Виды одаренности: интеллектуальная; творческая; академическая; художественно-эстетическая;
социальная или лидерская; психомоторная (т.е. спортивная).
Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя – научить учиться. В этом помогает
самостоятельный поиск. Ведь талантливому ребенку не нужно до конца все «разжевывать».
Иногда при объяснении нового материала, рассказав суть, и не вникая в подробности,
предлагают дальше некоторым ребятам из класса продолжить работу самостоятельно, отыскав
свой путь решения задачи. Главное, чтобы на этом этапе у детей были сформированы умения
самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать
выводы и обобщения, аргументировать свой ответ.
Моделирование подобных ситуаций на уроке способствует тому, что каждый одаренный
ребенок, так или иначе, раскроет в себе новые способности.
Другой способ самореализации одаренных детей заключается в организации их
исследовательской деятельности. Такая форма работы предоставляет учащимся возможность
выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и
способа продвижения в предмете.

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность на уроках является
проектный метод. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им
предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической
задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с
защитой своей позиции. Подобную работу можно проводить, начиная с 8 класса.
Исследовательская деятельность учащихся предполагает несколько этапов:
1.

Постановка проблемной ситуации

2.

Сбор и обработка материала

3.

Презентация проекта

4.

Обсуждение
Эта форма работы требует соблюдения нескольких правил, которые позволят организовать
исследовательскую деятельность детей.
Во-первых, учащиеся должны иметь четкий план действий, разработанный ими в группе или
индивидуально. В плане прописана деятельность каждого участника, определена цель
исследования, составлен алгоритм достижения поставленной цели.
Во-вторых, дети должны четко представлять, каким будет итог выполнения каждого этапа и
конечный продукт исследовательской работы. Возможно, это будет презентация, web-сайт,
публикация и т.д.
Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со
сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с
тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы.
Основная часть работы с одаренными детьми приходится на внеурочную деятельность
(спецкурсы, факультативы). Здесь происходит подготовка детей к участию в различных
мероприятиях.
Участие во всевозможных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах,
фестивалях, телекоммуникационных проектах дает возможность одаренному ребенку раскрыть
свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.
Для одаренного ребенка свойственна высокая концентрация на интересующем его предмете. С
годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели. Одаренные дети
отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел
одновременно, и браться за слишком сложные задачи. Многие одаренные дети, осознающие
свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя
как неудачника и не умеют пережить неудачу. В такой ситуации учителю, прежде всего,
необходимо быть доброжелательным и чутким, не критиковать, а, наоборот, хвалить ребенка,
поощрять его творческое и продуктивное мышление.
Другой вариант работы с одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его
самостоятельную работу с материалом.
В этом случае учителю в работе необходимо:



Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования,
склонности, психические особенности ребенка, его учебную нагрузку по другим предметам.



Продумать методику обучения. Одаренные дети требуют принципиально иной
подготовки, поскольку их отличает самостоятельность мышления, стремление к
экспериментированию, им необходима серьёзная умственная нагрузка.



Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.



Выбрать форму отчета ребенка за определенные промежутки времени.
Цели программы по информатике:



выявление и поддержка одаренных учеников;



формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности
в информационном обществе;



повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению
информатики;



эффективное продолжение основного образования, удовлетворяющее разносторонние
запросы личности;



целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению
информатики;



образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области
компьютерных технологий;



создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской
деятельности, умений реализовать полученные знания на практике.

Реализация мероприятий программы позволят:








создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого
потенциала трудовых ресурсов страны, усилить внимание к человеку и его развитию;
создать возможности для проявления одарённости и таланта;
обеспечить условия для профессиональной ориентации, творчества и образования
повышенного уровня школьникам;
создать условия для адаптации детей в обществе;
внедрить методические разработки и информационные технологии в систему работы
учителей-предметников
Очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к
районным и областным конкурсам и фестивалям.

Литература:

1. Информатика, учебник для 8 класса, Н. Д. Угринович, Москва, Лаборатория знаний,
БИНОМ, 2008 г
2. Рабочие программы по информатике и ИКТ, 5—11 классы, Москва, Глобус, 2008 г
3. Информатика, 8 класс, поурочные планы по учебнику Н. Д. Угринович, Волгоград, А. М.
Горностаев, 2008 г.
4. Преподавание информатики в основной школе, 8-11 классы, Н. Д. Угринович, Бином,
Москва, 2008г.

Календарно – тематическое планирование
№

Всего

§
1.1

Тема
Техника безопасности и
организация рабочего места.
Информация, информатика

часов

Из них
Т

ПР

Вид
практического

Контроль

8 кл Угринович Н. Д.

Програм-е
обеспе-е

занятия
Глава 1: Информация и информационные процессы (10 часов)

1

1

фронтальный
опрос

Требования к уровню подготовки

Дом.
задание

Знать правила ТБ и правила
организации рабочего места, понятия
информации и информатики.

§1.1

1.1

Информация в живой природе

1

1

устный опрос

Знание видов и способов сохранения
инф-и в природе.

§1.1

1.1

Информационные процессы.

1

1

устный опрос

Знание информационных процессов

§1.1

1.2

Кодирование информации с
помощью знаковых систем.

1

1

фронтальный
опрос

Знание способов кодирования информи знаками

§1.2

1.2

Знаковые системы.

1

1

устный опрос

§1.2

1.2

Кодирование информации.

1

1

фронтальный
опрос

Иметь представление о знаковых
системах
Знание способы и необходимость
кодирование информации

1.3

Количество информации.

1

1

устный опрос

§1.3

1.3

Измерение количества
информации.

1

1

устный опрос

Иметь представление о способах
кодирования информации
Иметь представление о количестве
информации

1.3

Алфавитный подход к
определению количества инф-ции.

1

1

устный опрос

Знание алфавитного подхода к
определению количества информации

§1.3

1.3

Единицы измерения инф-ции.

1

0,5

Знать и уметь переводить единицы
информации

§1.3

Практическая работа №1.
Итого:
2.1

Процессор и системная плата.

2.2

Устройства ввода инф-ции.
Практическая работа № 2.

0,5

Практикум на
ПК

П/Р1.

Калькулятор

10
9,5
0,5
Глава 2: Компьютер как универсальное средство для обработки информации (16 часов)
Знать назначение внутренних
1
1
устный опрос
устройств компьютера
Знание
и
умение работать с текстовым
1
0,5
0,5
Практикум на
Практическая
MS Word.
редактором.
ПК
работа.

§1.2

§1.3

§2.1.
§2.2.

2.2

Устройства вывода информации.

1

1

устный опрос

Знание устройств вывода инфомации

2.2

Оперативная память.

1

1

фронтальный
опрос

Знать назначение внутренних
устройств компьютера

§2.2.

2.2

Долговременная память.

1

1

фронтальный
опрос

Знать назначение внутренних
устройств компьютера

§2.2.

2.2

Контрольная работа №1.

1

1

К/р

2.3

Файл.

1

1

устный опрос

§2.2.

§2.2.
Знание понятия, видов файлов.

§2.3.

2.3

Файловая система. Практическая
работа №3

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р№3.

Умение работать с файлами.

§2.3.

2.3

Работа с фалами и дисками.
Практическая работа №4

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р№4.

Умение работать с файлами и
дисками.

§2.3.

2.4

Операционная система.

1

1

фронтальный
опрос

Знание определения и состава
операционной системы, их видов.

§2.4.

2.4

Прикладное программное
обеспечение.

1

1

устный опрос

Знание программ, входящих в
прикладное ПО

§2.4.

2.5

Графический интерфейс ОС и
приложений.

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р№5.

Уметь работать в графической
оболочке операционной системы

§2.5.

Практическая работа №5.
2.6

Представление графического
пространства с помощью ГИ.
Практическая работа №6.

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р№6.

Уметь работать в графической
оболочке операционной системы

§2.6.

2.7

Компьютерные вирусы и
антивирусные программы.
Практическая работа №7.

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р№7.

Умение работать с антивирусными
программами, знать виды вирусов

§2.7.

2.8

Защита информации.

1

1

устный опрос

Знание способов защиты информации

§2.8.

2.9

Виды ПО.

1

1

устный опрос

Знать виды ПО.

§2.9.

Итого:

16

13,5

3.1

Передача информации.
Практическая работа №8.

1

0,5

0,5

Знание способов передачи инф-ции,
видов компьютерных сетей

§3.1.

3.2

Глобальная сеть Интернет.
Практическая работа №9.

1

0,5

0,5

Информационные ресурсы
Интернета.

1

3.3

3
Глава 3: Коммуникативные технологии (7 часов)

0,5

0,5

Сеть
Интернет

Знать и уметь создавать подключение
к сети Интернет

§3.2.

Практикум на

П/Р№10.

Internet
Explorer

Знание видов ресурсов,
расположенных в сети.

§3.3.

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р№11.

Internet
Explorer

Уметь выполнять поиск информации в
сети, знание поисковых систем.

§3.4.

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р№12.

Internet
Explorer

Уметь выполнять закачивание фалов
из сети Интернет.

§3.5.

1

0,5

0,5

Практикум на
ПК

П/Р№13

Internet
Explorer

Уметь работать с сайтами в сети
Интернет.

§3.6.

Контрольная работа №2.

1

1

Итого:

7

4

3

Всего за 8 класс:

33

26,5

6,5

Поиск информации в Интернете.
Электронная коммерция в Интерн.
Практическая работа №12.

3.6

П/Р№9.

ПК

Практическая работа №11.
3.5

Internet
Explorer

ПК

Практическая работа №10.
3.4

Практикум на

фронтальный
опрос

Web – сайты.
Практическая работа №13.

Резерв:

1час

К/р

Тематическое планирование
№

Тема урока

Дата проведения

1 четверть – 9 часов
1.

Техника безопасности и организация рабочего места. Информация, информатика

2.

Информация в живой природе

3.

Информационные процессы.

4.

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

5.

Знаковые системы.

6.

Кодирование информации.

7.

Количество информации.

8.

Измерение количества информации.
2 четверть – 7 часов

9.

Алфавитный подход к определению количества информации.

10.

Единицы измерения информации. Практическая работа №1. Перевод единиц информации с
помощью калькулятора.

11.

Процессор и системная плата.

12.

Устройства ввода информации. Практическая работа № 2. Ввод текстовой и числовой
информации.

13.

Устройства вывода информации.

14.

Оперативная память.

15.

Долговременная память.

16.

Контрольная работа №1. Информация.
3 четверть – 10 часов

17.

Файл.

18.

Файловая система. Практическая работа №3. Работа с файлами.

19.

Работа с фалами и дисками. Практическая работа №4. Форматирование дискет.

20.

Операционная система.

21.

Прикладное программное обеспечение.

22.

Графический интерфейс операционной системы и приложений. Практическая работа №5.
Определение разрешающей способности мыши.

23.

Представление графического пространства с помощью графического интерфейса. Практическая
работа №6. Установка даты и времени.

24.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа №7. Обнаружение и
лечение вирусов.

25.

Защита информации.

26.

Виды программного обеспечения.
4 четверть – 8 часов

27.

Передача информации. Практическая работа №8. Подключение к локальной сети.

28.

Глобальная сеть Интернет. Практическая работа №9. Подключение к Интернету.

29.

Информационные ресурсы Интернета. Практическая работа №10. География Интернета.

30.

Поиск информации в Интернете. Практическая работа №11. Путешествие по всемирной
паутине.

31.

Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа №12. Загрузка фалов из Интернета.

32.

Web – сайты. Практическая работа №13. Поиск информации в Интернете.

33.

Контрольная работа №2. Интернет.

34.

Повторение (резерв)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (938) 785-00-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».