Аннотация к рабочей программе по информатике 8 класс Нормативные документы Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г). Преподавание курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович.– 2-е изд., испр.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г. Цель и задачи Изучение предмета в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Задачи курса: познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов; познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором. познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц; раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний; продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором; обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию, обучить навыкам работы с системой программирования. Структура документа Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, содержание учебного материала, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методических средств, средств ИКТ. Планирование курса «Информатика и ИКТ» составлено в соответствии с Базисным учебным планом и рассчитано на 34 часа (1 час в неделю). Общая характеристика учебного предмета Информация и информационные процессы – 8 ч Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 11 ч Коммуникационные технологии – 14 Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации- 15 ч. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования -11 ч. Кодирование и обработка текстовой информации-16 ч Кодирование и обработка числовой информации- 15 ч Моделирование и формализация-7 ч Информатизация общества -3ч. Повторение 3 ч Срок реализации рабочей программы 1 учебный год При преподавании используются: классно-урочная система, практические занятия на персональных компьютерах, применение мультимедийного материала. Формы организации учебного процесса Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-35 минут. Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий. Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме теста. Типы уроков: ознакомление с новым материалом, информационно-развивающий урок, формирование практических навыков, закрепление изученного материала, комбинированный , урок-контроль знаний, обобщение и систематизация знаний. Пояснительная записка Количество уроков на год всего - 34ч. В неделю - 1ч. Практических работ – 13. Контрольных работ – 2. Цели и задачи: Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Требования к уровню подготовки: знать/понимать связь между информацией и знаниями человека; что такое информационные процессы; какие существуют носители информации; функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки; как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход); что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. правила техники безопасности и при работе на компьютере; состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти; типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода; сущность программного управления работой компьютера; принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; назначение программного обеспечения и его состав. способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы); назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров); основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти; какие существуют области применения компьютерной графики; назначение графических редакторов; назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр. что такое мультимедиа; принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера; основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. уметь приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники; определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита); пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных. включать и выключать компьютер; пользоваться клавиатурой; ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; инициализировать выполнение программ из программных файлов; просматривать на экране каталог диска; выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; использовать антивирусные программы. набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать. создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. уметь работать в Интернете: общение, поиск, электронная почта, файловые архивы. Работа с одаренными детьми на уроках информатики Проблема работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Долг и дар учителя заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя. Учебный предмет – информатика, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде ещё реализуются межпредметные связи. Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по информатике в школе свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего совершенствования. Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми по следующим параметрам: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое и продуктивное мышление, способности к изо и исполнительскому искусству, психомоторные способности). Одаренность ребенка не всегда проявляется внешне, т. е. нет интеллектуального блеска, может быть пассивным, застенчивым, может быть из неблагополучной семьи. Высокая мотивация к достижению, положительное отношение к школе служит признаком одаренности, но отсутствие ее еще не говорит об обратном. Есть те, кто опережает сверстников в умственном развитии, кто обладает незаурядной обучаемостью, а вот есть такие дети творческого склада ума, у которых своевольное поведение, независимый характер, они непослушны. Такие дети нередко учителей раздражают, в их одаренность они не видят. Виды одаренности: интеллектуальная; творческая; академическая; художественно-эстетическая; социальная или лидерская; психомоторная (т.е. спортивная). Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя – научить учиться. В этом помогает самостоятельный поиск. Ведь талантливому ребенку не нужно до конца все «разжевывать». Иногда при объяснении нового материала, рассказав суть, и не вникая в подробности, предлагают дальше некоторым ребятам из класса продолжить работу самостоятельно, отыскав свой путь решения задачи. Главное, чтобы на этом этапе у детей были сформированы умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ. Моделирование подобных ситуаций на уроке способствует тому, что каждый одаренный ребенок, так или иначе, раскроет в себе новые способности. Другой способ самореализации одаренных детей заключается в организации их исследовательской деятельности. Такая форма работы предоставляет учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность на уроках является проектный метод. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Подобную работу можно проводить, начиная с 8 класса. Исследовательская деятельность учащихся предполагает несколько этапов: 1. Постановка проблемной ситуации 2. Сбор и обработка материала 3. Презентация проекта 4. Обсуждение Эта форма работы требует соблюдения нескольких правил, которые позволят организовать исследовательскую деятельность детей. Во-первых, учащиеся должны иметь четкий план действий, разработанный ими в группе или индивидуально. В плане прописана деятельность каждого участника, определена цель исследования, составлен алгоритм достижения поставленной цели. Во-вторых, дети должны четко представлять, каким будет итог выполнения каждого этапа и конечный продукт исследовательской работы. Возможно, это будет презентация, web-сайт, публикация и т.д. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы. Основная часть работы с одаренными детьми приходится на внеурочную деятельность (спецкурсы, факультативы). Здесь происходит подготовка детей к участию в различных мероприятиях. Участие во всевозможных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях, телекоммуникационных проектах дает возможность одаренному ребенку раскрыть свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы. Для одаренного ребенка свойственна высокая концентрация на интересующем его предмете. С годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели. Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу. В такой ситуации учителю, прежде всего, необходимо быть доброжелательным и чутким, не критиковать, а, наоборот, хвалить ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление. Другой вариант работы с одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. В этом случае учителю в работе необходимо: Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности ребенка, его учебную нагрузку по другим предметам. Продумать методику обучения. Одаренные дети требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает самостоятельность мышления, стремление к экспериментированию, им необходима серьёзная умственная нагрузка. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам. Выбрать форму отчета ребенка за определенные промежутки времени. Цели программы по информатике: выявление и поддержка одаренных учеников; формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в информационном обществе; повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики; эффективное продолжение основного образования, удовлетворяющее разносторонние запросы личности; целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики; образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных технологий; создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике. Реализация мероприятий программы позволят: создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала трудовых ресурсов страны, усилить внимание к человеку и его развитию; создать возможности для проявления одарённости и таланта; обеспечить условия для профессиональной ориентации, творчества и образования повышенного уровня школьникам; создать условия для адаптации детей в обществе; внедрить методические разработки и информационные технологии в систему работы учителей-предметников Очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к районным и областным конкурсам и фестивалям. Литература: 1. Информатика, учебник для 8 класса, Н. Д. Угринович, Москва, Лаборатория знаний, БИНОМ, 2008 г 2. Рабочие программы по информатике и ИКТ, 5—11 классы, Москва, Глобус, 2008 г 3. Информатика, 8 класс, поурочные планы по учебнику Н. Д. Угринович, Волгоград, А. М. Горностаев, 2008 г. 4. Преподавание информатики в основной школе, 8-11 классы, Н. Д. Угринович, Бином, Москва, 2008г. Календарно – тематическое планирование № Всего § 1.1 Тема Техника безопасности и организация рабочего места. Информация, информатика часов Из них Т ПР Вид практического Контроль 8 кл Угринович Н. Д. Програм-е обеспе-е занятия Глава 1: Информация и информационные процессы (10 часов) 1 1 фронтальный опрос Требования к уровню подготовки Дом. задание Знать правила ТБ и правила организации рабочего места, понятия информации и информатики. §1.1 1.1 Информация в живой природе 1 1 устный опрос Знание видов и способов сохранения инф-и в природе. §1.1 1.1 Информационные процессы. 1 1 устный опрос Знание информационных процессов §1.1 1.2 Кодирование информации с помощью знаковых систем. 1 1 фронтальный опрос Знание способов кодирования информи знаками §1.2 1.2 Знаковые системы. 1 1 устный опрос §1.2 1.2 Кодирование информации. 1 1 фронтальный опрос Иметь представление о знаковых системах Знание способы и необходимость кодирование информации 1.3 Количество информации. 1 1 устный опрос §1.3 1.3 Измерение количества информации. 1 1 устный опрос Иметь представление о способах кодирования информации Иметь представление о количестве информации 1.3 Алфавитный подход к определению количества инф-ции. 1 1 устный опрос Знание алфавитного подхода к определению количества информации §1.3 1.3 Единицы измерения инф-ции. 1 0,5 Знать и уметь переводить единицы информации §1.3 Практическая работа №1. Итого: 2.1 Процессор и системная плата. 2.2 Устройства ввода инф-ции. Практическая работа № 2. 0,5 Практикум на ПК П/Р1. Калькулятор 10 9,5 0,5 Глава 2: Компьютер как универсальное средство для обработки информации (16 часов) Знать назначение внутренних 1 1 устный опрос устройств компьютера Знание и умение работать с текстовым 1 0,5 0,5 Практикум на Практическая MS Word. редактором. ПК работа. §1.2 §1.3 §2.1. §2.2. 2.2 Устройства вывода информации. 1 1 устный опрос Знание устройств вывода инфомации 2.2 Оперативная память. 1 1 фронтальный опрос Знать назначение внутренних устройств компьютера §2.2. 2.2 Долговременная память. 1 1 фронтальный опрос Знать назначение внутренних устройств компьютера §2.2. 2.2 Контрольная работа №1. 1 1 К/р 2.3 Файл. 1 1 устный опрос §2.2. §2.2. Знание понятия, видов файлов. §2.3. 2.3 Файловая система. Практическая работа №3 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р№3. Умение работать с файлами. §2.3. 2.3 Работа с фалами и дисками. Практическая работа №4 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р№4. Умение работать с файлами и дисками. §2.3. 2.4 Операционная система. 1 1 фронтальный опрос Знание определения и состава операционной системы, их видов. §2.4. 2.4 Прикладное программное обеспечение. 1 1 устный опрос Знание программ, входящих в прикладное ПО §2.4. 2.5 Графический интерфейс ОС и приложений. 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р№5. Уметь работать в графической оболочке операционной системы §2.5. Практическая работа №5. 2.6 Представление графического пространства с помощью ГИ. Практическая работа №6. 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р№6. Уметь работать в графической оболочке операционной системы §2.6. 2.7 Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа №7. 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р№7. Умение работать с антивирусными программами, знать виды вирусов §2.7. 2.8 Защита информации. 1 1 устный опрос Знание способов защиты информации §2.8. 2.9 Виды ПО. 1 1 устный опрос Знать виды ПО. §2.9. Итого: 16 13,5 3.1 Передача информации. Практическая работа №8. 1 0,5 0,5 Знание способов передачи инф-ции, видов компьютерных сетей §3.1. 3.2 Глобальная сеть Интернет. Практическая работа №9. 1 0,5 0,5 Информационные ресурсы Интернета. 1 3.3 3 Глава 3: Коммуникативные технологии (7 часов) 0,5 0,5 Сеть Интернет Знать и уметь создавать подключение к сети Интернет §3.2. Практикум на П/Р№10. Internet Explorer Знание видов ресурсов, расположенных в сети. §3.3. 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р№11. Internet Explorer Уметь выполнять поиск информации в сети, знание поисковых систем. §3.4. 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р№12. Internet Explorer Уметь выполнять закачивание фалов из сети Интернет. §3.5. 1 0,5 0,5 Практикум на ПК П/Р№13 Internet Explorer Уметь работать с сайтами в сети Интернет. §3.6. Контрольная работа №2. 1 1 Итого: 7 4 3 Всего за 8 класс: 33 26,5 6,5 Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интерн. Практическая работа №12. 3.6 П/Р№9. ПК Практическая работа №11. 3.5 Internet Explorer ПК Практическая работа №10. 3.4 Практикум на фронтальный опрос Web – сайты. Практическая работа №13. Резерв: 1час К/р Тематическое планирование № Тема урока Дата проведения 1 четверть – 9 часов 1. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация, информатика 2. Информация в живой природе 3. Информационные процессы. 4. Кодирование информации с помощью знаковых систем. 5. Знаковые системы. 6. Кодирование информации. 7. Количество информации. 8. Измерение количества информации. 2 четверть – 7 часов 9. Алфавитный подход к определению количества информации. 10. Единицы измерения информации. Практическая работа №1. Перевод единиц информации с помощью калькулятора. 11. Процессор и системная плата. 12. Устройства ввода информации. Практическая работа № 2. Ввод текстовой и числовой информации. 13. Устройства вывода информации. 14. Оперативная память. 15. Долговременная память. 16. Контрольная работа №1. Информация. 3 четверть – 10 часов 17. Файл. 18. Файловая система. Практическая работа №3. Работа с файлами. 19. Работа с фалами и дисками. Практическая работа №4. Форматирование дискет. 20. Операционная система. 21. Прикладное программное обеспечение. 22. Графический интерфейс операционной системы и приложений. Практическая работа №5. Определение разрешающей способности мыши. 23. Представление графического пространства с помощью графического интерфейса. Практическая работа №6. Установка даты и времени. 24. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа №7. Обнаружение и лечение вирусов. 25. Защита информации. 26. Виды программного обеспечения. 4 четверть – 8 часов 27. Передача информации. Практическая работа №8. Подключение к локальной сети. 28. Глобальная сеть Интернет. Практическая работа №9. Подключение к Интернету. 29. Информационные ресурсы Интернета. Практическая работа №10. География Интернета. 30. Поиск информации в Интернете. Практическая работа №11. Путешествие по всемирной паутине. 31. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа №12. Загрузка фалов из Интернета. 32. Web – сайты. Практическая работа №13. Поиск информации в Интернете. 33. Контрольная работа №2. Интернет. 34. Повторение (резерв) Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)