ОБЖ 8 класс

Аннотация к рабочей программе по ОБЖ (5-8 класс)

Рабочая программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования разработана на основе
нормативных документов и информационно-методических материалов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 20 10
г. № 1897.
- Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на
2014/15 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, г. Москва.
- Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 -9 классы. — М.: Просвещение, 2011.
(Стандарты второго поколения).
- Рабочие программы по учебным предметам под редакцией А.Т. Смирнова. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. — М.:
Просвещение, 2016
Общая характеристика учебного предмета
Курс предназначен для решения следующих задач:
– освоение обучающимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного
поведения при их возникновении;
– обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать
средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
– развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
– воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного
отношения к своему здоровью и жизни;
– формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к
психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Структурно в 5 и 6 классах курс представлен двумя разделами:
– раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и государства»;
– раздел 2 «Оказание первой помощи и здоровый образ жизни».
Учебный материал 7, 8 и 9 классов структурирован в три раздела:
– раздел 1 «Основы безопасности личности, общества и государства»;
– раздел 2 «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи»;
– раздел 3 «Основы здорового образа жизни».
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом на изучение ОБЖ в 5-8 классах выделяется 1 ч в неделю, всего 32 часа в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса ОБЖ
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования,
отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные рез ультаты.
Личностные результаты:
– усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения
на дорогах и на транспорте;
– формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
– усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма,
чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самооб разованию, осознанному выбору
профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социально е,
культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
– формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
– развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходи мости ответственного и
бережного отношения к окружающей среде;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
– формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного
образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
– умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы,
контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
– умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их
решения;
– овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и
познавательной деятельности;

– умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и
внутренних опасностей среды обитания и их влияние на деятельность человека;
– умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в
повседневной жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях;
– освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
– умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов;
– умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и
познавательных задач;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач
обеспечения безопасности;
– формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной
практике, для профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
– формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности,
общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
– формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;
– понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
– понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
– понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
– формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нан есение
иного вреда здоровью;
– формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
– понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
– знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и террор изм, их
последствий для личности, общества и государства;
– знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
– умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
– умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;
– умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальн ых
возможностей;
– овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания

Пояснительная записка
Рабочая программа, составленная на основе:
1. Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизнедеятельности.
Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007, с.69-77
2. Комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы» под общей редакцией
Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.:Просвещение, 2010 г
Программа ориентирована на использование учебника Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. Для учащихся
общеобразовательных учреждений / [А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.] Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
Рабочая программа имеет цели:
усвоение знаний:
-об опасных и чрезвычайных ситуациях,
-о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
-о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
-об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
-о здоровом образе жизни,
-об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
-о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской
Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной
ценности;
развитие умений:
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации,
получаемой из различных источников,
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и
своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
-формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
-выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера и адекватно противодействовать им
-формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а
также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей
Новизна программы
Программа имеет модульную структуру: состоит из 2 модулей , 4 –х разделов и 9 тем, которые охватывают весь минимум содержания.

Модуль I «Основы безопасности личности, общества и государства. Модуль обеспечивает формирование у обучаемых комплексной
безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Модуль решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых,
формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также ум ений оказывать первую
медицинскую помощь
Межпредметные связи.
Курс представляет собой совокупность фрагментов во всех образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и
систематизирует учебный материал других предметов. В естествознании это сведения из физики, химии, биологии, географии и экологии, которые
изучаются в тематических линиях «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни». В физической культуре – основы знаний о здоровом образе жизни и правила безопасности во время занятий физической культурой и
спортом. Межпредметные связи реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков и т.д
Особенности организации учебного процесса по ОБЖ
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и
комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы
обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь и зучаемых
явлений с реальной действительностью.
Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие
познавательную деятельность учащихся, интеракивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные
методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)
Методы обучения включают устное изложение материала (рассказ, объяснение, инструктирование, лекция), обсуждение объясняемого материала
(беседа, классно-групповое занятие, семинар), демонстрация, упражнение, самостоятельная работа.
Виды интерактивных методов используемых в обучении -мозговая атака, обучение в малых группах, метод учебных центров, деловая игра, метод
проектов.
Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы, методы и средства обучения конкретизир уются и реализуются в
ходе урока и через него.
Типы уроков - вводный, изучения нового материала, комбинированный, обобщающий.
Вид урока определяется по основным методам обучения, или активным формам. Основные виды - объяснительно-иллюстративный, проблемный,
телеурок, лекция и т.д.
Место предмета в базисном плане
Программа рассчитана на 1 час .В год 35 часов. В течение года запланировано:
-Тестовых работ – 1
-Контрольных работ -1
Контроль результатов обучения
Основной формой текущего контроля знаний учащихся являются устные ответы учащихся на теоретические вопросы. Письменный контроль
предлагается осуществлять в форме тестирований. Тесты по содержанию вопросов и уровню их сложности позволяют учителю осуществить
проверку знаний, а учащимся дают возможность подготовиться к опросу, зачетам и самостоятельно проверить правильность усвоения материала.

Итоговая контрольная письменная работа проводится после изучения программы курса ОБЖ в конце учебного года. Контрольные работы служат
для контроля за качеством усвоения учащимися учебного материала и их умением применять знания на практике. На основании выполнения этих
работ преподаватель может иметь точное и ясное представление о полученных учащимися знаниях и приобретенных ими навыках и умениях
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке
уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теорети ческих
знаний и умений применять их при выборе практических.
Содержание и структура курса
Тема
Количество часов
1
Основы комплексной безопасности
15
2
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
7
3
Основы здорового образа жизни
8
4
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
4
Итого
34
МОДУЛЬ I
Основы безопасности личности, общества и государства
РАЗДЕЛ I.
Основы комплексной безопасности
Тема 1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
Права, обязаности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах
Тема 2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров
Велосипедист — водитель транспортного средства
Тема 3. Безопасность на водоемах
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
Безопасный отдых на водоемах
Оказание помощи терпящим бедствие на воде
Тема 4. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
РАЗДЕЛ II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения
Обеспечение радиационной безопасности населения
Обеспечение химической защиты населения
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях
Тема7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Эвакуация населения
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
МОДУЛЬ II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
РАЗДЕЛ III
Основы здорового образа жизни
Тема8. Здоровый образ жизни и его составляющие
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
Вредные привычки и их влияние на здоровье
Профилактика вредных привычек
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
РАЗДЕЛ IV
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 6 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения. О казание
первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах. Оказа ние
первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
Тема 7. Здоровье человека и факторы на него влияющие
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье.
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние
наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:

Знать /понимать:
-потенциальные опасности техногенного характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила
личной безопасности;
-наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации техногенного характера, последствия и классификацию;
основные меры по профилактике вредных привычек.
Уметь:
-предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
-принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
-пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
-оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в
повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера ;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
1. Тестовые задания (7- 15 мин).
2. Устный опрос (7-15 мин)
4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)
Средства контроля и оценки результатов обучения:
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении
практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе
умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по
замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из
недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,
достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки
обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Учебно- методическое обеспечение
Основная литература:
.Л.В. Байбородова, Ю.В.Индюков «Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности». М., «Владос», 2003г.
.В.М.Евлахов «Раздаточный материал по основам безопасности жизнедеятельности» М.Дрофа 2006 г
. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. Для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Т. Смирнов, Б.О.
Хренников.] Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
Для ученика:
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. Для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Т. Смирнов, Б.О.
Хренников.] Под общ. Ред. А.Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
Дополнительная литература
Ю.Н.Сычев «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях» Московский государственный университет экономики, статистики и
информатики, М.2005
В.И.Громсов.,Г.А.Васильев."Энциклопедия безопасности - 3" (С изменениями и дополнениями) М., 2000 год
.Р.И.Айзман.,С.Г.Кривощеков «Основы безопасность жизнедеятельности и первой медицинской помощи» Сибирское университетскоеиздательство.
Новосибирск 2002г.
А .Илин «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях» М.»Эксмо-пресс»2001 г.

Календарно-тематическое планирование 8 класс.
Ме
Формируемы
Универсальные учебные действия
тое понятия
личностные
коммуникативпознаватель-ные
регулятив-ные
ды и
ные
фор
мы
обуч
ения
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства 23
Раздел 1. Основы комплексной безопасности 16
1.Пожарная безопасность 3
1
Объ Пожары , их
Развитие
Умение
Умение различать
Умение принимать и
1. Водный
инструктаж
ясхарактеристик познавательн формировать
природные явления,
сохранять учебную цель и
§1 по ТБ.
нени а,
ых интересов, собственное
оказывающие влияние задачу
.1 Пожары в
е,
пожароопасн
учебных
мнение и позицию на безопасность
жилых и
инст ые объекты.
мотивов.
жизнедеятельности
общественн
рукт Правила
человека
ых зданиях,
аж
безопасного
их причины
поведения при
и
пожарах
последствия
1
расс Профилактика Формировани Умение
1.Умение различать Умение соотносить свои
2. Профилакти
ка пожаров
каз
пожаров
в е
организовывать у природные явления, действия с планируемыми
§1 в
повседневной современной
чебное
оказывающие влияние результатами,
.2 повседневн
жизни
и культуры
сотрудничество и на
безопасность осуществлять контроль
ой жизни и
организация
безопасности совместную
жизнедеятельности
своей деятельности в
организация
защиты
жизнедеятель деятельность с
человека.
процессе достижения
защиты
населения
ности на
учителем и
2.Умение
результата, определять
населения
основе
сверстниками; ра характеризовать и
способы действий в
понимания
ботать
анализировать
опасных и ЧС в рамках
1
лекц Права,
3. Права,
необходимост
индивидуально
и
природные
явления
предложенных условий и
обязанности
ия
обязанности и
в группе находить Умение
требований,
§1 и
ответственнос и защиты
общее решение и
анализировать
корректировать свои
.3 ответственн
ть граждан в личности в
условиях ЧС. разрешать
причины
действия в соответствии с
ость гражобласти
конфликты на
возникновения ЧС.
изменяющейся ситуацией.
дан в
пожарной
№
п/
п

Тема урока

Ко
лво
час
ов

6.09

13.09

20.09

области
пожарной
безопасност
и.
2. Безопасность на дорогах 3
1
(ком
4. Причины
дорожноб)
§2 транспортн
.1. ых
происшествий и
травматизм
а людей
1
ком
5. Организаци
я дорожного
б)
§2 движения,
.2. обязанности
пешеходов
и
пассажиров

6.
§2
.3.

Велосипеди
ст
—
водитель
транспортн
ого средства

1

(ком
б)

безопасности.
Обеспечение
личной
безопасности
при пожарах

основе
согласования
позиций и учёта
интересов;

Причины
дорожнотранспортных
происшествий
и травматизма
людей

Умение
организовывать у
чебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками; ра
ботать
индивидуально и
в группе находить
общее решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и учёта
интересов; форму
лировать,
аргументировать
и отстаивать своё
мнение.

Умение
анализировать
причины
возникновения ЧС.

Работать
индивидуально и
в группе находить
общее решение и
разрешать
конфликты на

Умение
характеризовать
основные
мероприятия,
проводимые в РФ по
защите населения от

1.Развитие
познавательн
ых интересов,
учебных
мотивов.
2.Формирован
ие
современной
культуры
Организация
безопасности
дорожного
жизнедеятель
движения,
ности на
обязанности
основе
пешеходов и
понимания
пассажиров
необходимост
и защиты
личности,
общества и
государства
по средствам
осознания
значимости
безопасного
поведения в
условиях ЧС.
Велосипедист Формировани
— водитель е
транспортного современной
средства
культуры
безопасности
жизнедеятель

Умение
анализировать
причины
возникновения ЧС.
Умение моделировать
действия населения по
сигналам оповещения
о ЧС.

Умение самостоятельно
27.09
планировать
пути достижения
целей, в том числе
альтернативные, осознанн
о выбирать наиболее
эффективные способы
решения учебных и
познавательных задач.
4.10

11.10

Безопасность на водоемах3
1
(ком
7. Безопасное
поведение
б)
§3 на водоемах
.1. в различных
условиях

Правила
безопасного
поведения на
воде.
Особенности
состояния
водоемов в
разное время
года.
Соблюдение
правил
безопасности
при купании в
оборудованны
хи
необорудован
ных местах.
Опасность
водоемов
зимой. Меры
предосторожн
ости при

ности на
основе
понимания
необходимост
и защиты
личности,
общества и
государства
по средствам
осознания
значимости
безопасного
поведения в
условиях ЧС.

основе
согласования
позиций и учёта
интересов

ЧС
природного
характера.

Развитие
познавательн
ых интересов,
учебных
мотивов.

Формирование и
развитие
компетентностей
в области
использования
информационнокоммуникативных
технологий.

Умение предвидеть
возникновение
опасных ситуаций по
характерным
признакам их
проявления, а также
на основе
информации,
получаемой из
различных
источников.

Умение самостоятельно
определять цели своего
обучения, ставить и
формулировать для себя
новые задачи в учёбе и
познавательной
деятельности, развивать
мотивы и интересы своей
познавательной
деятельности.

18.10

движении по
льду.
Оказание
само- и
взаимопомощи
терпящим
бедствие на
воде.
8.
§3
.2.

9.
§3
.3.

Безопасный
отдых на
водоемах

1

(ком

Усвоение
правил
индивидуальн
ого и
коллективног
о безопасного
поведения в
ЧС,
угрожающих
жизни и
здоровью
людей.

Формирование
умений
взаимодействоват
ьс
окружающими,
выполнять
различные
социальные роли
во время и при
ликвидации
последствий ЧС.

Оказание
помощи
терпящим
бедствие на
воде

1

(ком
б)

Усвоение
правил
индивидуальн
ого и
коллективног
о безопасного
поведения в
ЧС,
угрожающих
жизни и
здоровью
людей.

Работать
индивидуально и
в группе находить
общее решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и учёта
интересов.

Развитие
познавательн

Формирование и
развитие

3. Экология и безопасность 2
1
(ком Влияние
10 Загрязнение
б)
деятельности
. окружающе

Освоение приёмов
действий в опасных и
чрезвычайных
ситуациях природного
характера.

Умение соотносить свои 25.10
действия с планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль
своей деятельности в
процессе
достижения
результата,
определять
способы
действий
в
рамках
предложенных
условий и требований,
корректировать
свои
действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией
Умение
Умение оценивать
8.11
анализировать
правильность выполнения
явления и события
учебной задачи в области
природного характера, безопасности
выявлять причины их жизнедеятельности,
возникновения и
собственные пути ее
возможные
решения
последствия,
проектировать модели
личного безопасного
поведения.
Знания об опасных и
чрезвычайных

Умение самостоятельно
определять цели

15.11

§4
.1.

й среды и
здоровье
человека

1

(ком
б)

ых интересов,
учебных
мотивов.

компетентностей
в области
использования
информационнокоммуникативных
технологий.

Усвоение
Формирование
правил
умений
индивидуальн взаимодействоват
§4
ого и
ьс
.2.
коллективног окружающими,
о безопасного выполнять
поведения в
различные
ЧС,
социальные роли
угрожающих
во время и при
жизни и
ликвидации
здоровью
последствий ЧС.
людей.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения 5
11
.

Правила
безопасного
поведения
при неблагоприятной
экологическ
ой
обстановке

человека на
окружающую
среду.
Экология и
экологическая
безопасность.
Загрязнение
атмосферы,
вод, почв.
Краткая характеристика
состояния
окружающей
среды в
регионе и
месте
проживания.
Правила
безопасного
поведения в
экологически
неблагоприятных
районах
Правила
безопасного
поведения в
экологически
неблагоприятных
районах

ситуациях, о влиянии
последствий на
безопасность
личности, общества и
государства.

обучения, ставить и
формулировать для себя
новые задачи в учебе и
познавательной
деятельности.

Освоение приёмов
действий в опасных и
чрезвычайных
ситуациях природного
характера.

Умение оценивать
правильность выполнения
учебной задачи в области
безопасности
жизнедеятельности,
собственные пути ее
решения

22.11

12
.
§5
.1.

13
.
§5
.2.

14
.

Классифика
ция
чрезвычайн
ых
ситуаций
техногенного
характера

1

(ком
б)

Аварии на
радиационн
о опасных
объектах и
их
возможные
последствия

1

(ком

Пожары и
взрывы на
взрывопожа

1

(кон
трол
ьная

ЧС
техногенного
характера, их
классификаци
я.

Усвоение
правил
индивидуальн
ого
и
коллективног
о безопасного
поведения в
чрезвычайных
ситуациях,
угрожающих
жизни
и
здоровью
людей.
Понятие о
Развитие
радиационно
познавательн
опасном
ых интересов,
объекте.
учебных
Классификаци мотивов.
я аварий на
радиационно
опасных
объектах.
Причины и
фазы аварий
на объектах с
ядерными
компонентами
. Зоны
радиоактивно
го заражения
(загрязнения)
местности при
авариях на
АЭС
Понятие о
пожаро- и
взрывоопасны

Работать
индивидуально и
в группе находить
общее решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и учёта
интересов

Умения применять
полученные
теоретические знания,
принимать
обоснованные
решения.

Умение оценивать
правильность выполнения
учебной задачи в области
безопасности
жизнедеятельности,
собственные пути ее
решения.

29.11

Умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками.

Умение предвидеть
возникновение
опасных ситуаций по
характерным
признакам их
проявления, а также
на основе
информации,
получаемой из
различных
источников.

Умение самостоятельно
определять цели
обучения, ставить и
формулировать для себя
новые задачи в учебе и
познавательной
деятельности.

6.12

Формирование
умения
воспринимать и

Умение предвидеть
возникновение
опасных ситуаций по

13.12

§5
.6.

роопасных
объектах
экономики
и
их
возможные
последствия

15
.

Аварии на
гидротехни
ческих
сооружения
х
и
их
последствия

§5
.8

1

рабо
та)

х объектах.
Классификаци
я аварий на
пожаро- и
взрывоопасны
х объектах

(ком
б)

Понятие о
гидродинамич
еской аварии.
Причины
гидродинамич
еских аварий
и их
классификаци
я. Понятие о
зонах
затопления,
зоне
катастрофичес
кого
затопления и
их
характеристик
а.
Гидродинами
чески опасные
объекты и их
классификаци
я. Основные

Развитие
познавательн
ых интересов,
учебных
мотивов.

перерабатывать
информацию,
генерировать
идеи,
моделировать
индивидуальные
подходы к
обеспечению
личной
безопасности в
повседневной
жизни и в
чрезвычайных
ситуациях.
Развитие умения
выражать свои
мысли и
способности
слушать
собеседника,
понимать его
точку зрения,
признавать право
другого человека
на иное мнение.

характерным
признакам их
проявления, а также
на основе
информации,
получаемой из
различных
источников.

Умение предвидеть
возникновение
опасных ситуаций по
характерным
признакам их
проявления, а также
на основе
информации,
получаемой из
различных
источников.

Умение оценивать
правильность выполнения
учебной задачи в области
безопасности
жизнедеятельности,
собственные возможности
ее решения.

20.12

поражающие
факторы
гидродинамич
еских аварий.
Последствия
гидродинамич
еских аварий
Раздел II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций7
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения4
1
(ком Аварии на
Формировани Умение находить Знание и умение
16 Обеспечени
б)
радиационно
е
общее решение и
применять правила
. е
радиационн
опасных
современной
разрешать
безопасного
§5 ой
объектах.
культуры
конфликты на
поведения в условиях
.3 безопасност
Правила
безопасности основе
опасных и
и населения
безопасного
жизнедеятель согласования
чрезвычайных
поведения при ности на
позиций и учета
ситуаций.
радиационных основе
интересов,
авариях.
понимания
формулировать,
необходимост аргументировать
и защиты
и отстаивать свое
личности,
мнение.
общества и
государства
по средствам
осознания
значимости
безопасного
поведения в
условиях ЧС.

Умение определять
способы действий в
опасных и чрезвычайных
ситуациях в рамках
предложенных условий и
требований.

27.12

17
.
§5
.5.

18
.
§5
.7.

Обеспечен
ие
химическо
й защиты
населения

1

(ком
б)

Правила
безопасного
поведения при
авариях с
выбросом
опасного
химического
вещества.

Развитие
познавательн
ых интересов,
учебных
мотивов.

Обеспечени
е защиты
населения
от последствий
аварий на
взрывопожа
роопасных
объектах

1

(ком
б)

Использовани
е первичных
средств
пожаротушен
ия в
начальной
стадии
развития
пожара.
Общие
правила
безопасного
поведения:
при
возникновени
и пожара в
здании,
эвакуации
через
задымленный
коридор, если
надвигается
огненный вал.
Правила

Формировани
е
современной
культуры
безопасности
жизнедеятель
ности на
основе
понимания
необходимост
и защиты
личности,
общества и
государства
по средствам
осознания
значимости
безопасного
поведения в
условиях ЧС.

Умение предвидеть
возникновение
опасных ситуаций по
характерным
признакам их
проявления, а также
на основе
информации,
получаемой из
различных
источников.

Формирование
умений
взаимодействоват
ьс
окружающими,
выполнять
различные
социальные роли
во время и при
ликвидации
последствий ЧС.

Умение предвидеть
возникновение
опасных ситуаций по
характерным
признакам их
проявления, а также
на основе
информации,
получаемой из
различных
источников.

17.01

Умение соотносить свои
действия с планируемыми
результатами курса,
осуществлять контроль
своей деятельности в
процессе достижения
результата.

24.01

Усвоение
Работать
Умения применять
правил
индивидуально и
полученные
индивидуальн в группе находить теоретические знания,
§5
ого
и общее решение и
принимать
.9.
коллективног разрешать
обоснованные
о безопасного конфликты на
решения.
поведения в основе
чрезвычайных согласования
ситуациях,
позиций и учёта
угрожающих
интересов.
жизни
и
здоровью
людей.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера3
1
(ком Оповещение
Развитие
Умение
Понимание
20 Организаци
б)
населения о
познавательн организовать
необходимости
. я
оповещения
чрезвычайных ых интересов, учебное
сохранения природы и
19
.

Обеспечени
е защиты
населения
от последствий
аварий на
гидротехни
ческих
сооружениях

1

(ком
б)

безопасного
поведения при
опасной
концентрации
дыма и
повышении
температуры.
Первоочередн
ые действия
по тушению
горящей на
человеке
одежды.
Правила
безопасного
поведения
человека,
оказавшегося
после взрыва
в завале
Правила безопасного
поведения при
угрозе и в
ходе
наводнения
при
гидродинамич
еской аварии.

Владение основами
самоконтроля,
самооценки, принятий
решений и осуществления
осознанного выбора в
учебной и познавательной
деятельности.

31.01

Умение соотносить свои 7.02
действия с планируемыми
результатами,

§6
.1

населения о
чрезвычайных
ситуациях
техногенног
о характера

21
.

Эвакуация
населения

1

(ком
б)

Мероприяти
я
по
инженерной
защите
населения

1

(ком
б)

§6
.2

22
.
§6
.3

ситуациях.
Сигнал
«Внимание
всем!».
Речевая
информация,
передаваемая
по радио,
приемнику,
телевизору о
чрезвычайных
ситуациях.
Эвакуация.
Обязанности
и правила
поведения
людей при
эвакуации.

Инженерная,
радиационная
и химическая
защита
населения.

учебных
мотивов.

сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками.

окружающей среды
для полноценной
жизни человека.

осуществлять
контроль
своей деятельности в
процессе
достижения
результата,
определять
способы
действий
в
рамках
предложенных
условий и требований,
корректировать
свои
действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.

Формировани
е
современной
культуры
безопасности
жизнедеятель
ности на
основе
понимания
необходимост
и защиты
личности,
общества и
государства
по средствам
осознания
значимости
безопасного
поведения в
условиях ЧС.

Формирование
умений
взаимодействоват
ьс
окружающими,
выполнять
различные
социальные роли
во время и при
ликвидации
последствий ЧС.

Формирование
современной
культуры
безопасности
жизнедеятельности на
основе понимания
необходимости
защиты личности,
общества и
государства
посредством
осознания значимости
безопасного
поведения в условиях
ЧС природного
характера.

14.02

Формирование и
развитие
компетентности в
области использования

Знания об опасных и
чрезвычайных
ситуациях, о влиянии
их последствий на
безопасность

21.02

от
чрезвычайн
ых
ситуаций
техногенног
о характера

информационнокоммуникационн
ых технологий.

Модуль II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни12
Раздел III Основы здорового образа жизни8
1
(ком Здоровье
Усвоение
Работать
23 Общие
б)
физическое и
правил
индивидуально и
. понятия о
здоровье
духовное.
индивидуальн в группе находить
§7 как
Режим труда и ого
и общее решение и
.1 основной
отдыха.
коллективног разрешать
ценности
Умственная и о безопасного конфликты на
человека
физическая
поведения в основе
работоспособ чрезвычайных согласования
ность. Режим ситуациях,
позиций и учёта
дня.
угрожающих
интересов
Профилактика жизни
и
перездоровью
утомления.
людей.
Движение естественная
потребность
организма.
Физическая
культура и закаливание.
Личная
гигиена
2
(ком Индивидуальн 1.
1.
Умение
24 Индивидуал
ьное
б)
ое здоровье
Формировани осознанно
§7 здоровье
человека, его
е
использовать
.2 человека,
физическая,
антиэкстреми речевые средства
его фидуховная и
стского
в соответствии с
зическая,
социальная
мышления и задачей

человека, об
организации
подготовки населения
к действиям в
условиях опасных и
чрезвычайных
ситуациях.

Умения применять
полученные
теоретические знания,
принимать
обоснованные
решения.

Умения осознанно
выбирать наиболее
эффективные способы
решения учебных и
познавательных задач.

1.
Умение
характеризовать
терроризм
как
преступление,
представляющее одну
из самых серьезных

1.Владение
основами 7.03
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений и осуществления
осознанного выбора в
учебной и познавательной

28.02

25
§.
7.
3

26
.
§7
.4.

духовная и
социальная
сущность
Репродукти
вное
здоровье —
составляющ
ая здоровья
человека и
общества

Здоровый
образ жизни
как
необходимо
е условие
сохранения
и
укрепления

сущность

2

(ком
б)

Репродуктивн
ое здоровье —
составляющая
здоровья
человека и
общества

1

(ком
б)

Здоровый
образ жизни
как
необходимое
условие
сохранения и
укрепления
здоровья че-

антитеррорис
тического
поведения,
потребностей
соблюдать
нормы
здорового
образа жизни,
осознанно
выполнять
правила
безопасности
жизнедеятель
ности.
2.
Воспитывать
у себя личные
убеждения и
качества,
которые
способствуют
формировани
ю
антитеррорис
тического
поведения и
антиэкстреми
стского
мышления.
1.
Формирование
понимания
ценности
здорового и
безопасного
образа жизни.
2.
Развитие

коммуникации
для
выражения
своих
чувств,
мыслей
и
потребностей,
планирования и
регуляции своей
деятельности; вла
дение устной и
письменной
речью,
монологической
контекстной
речью.
2. Умение
формулировать,
аргументировать
и отстаивать свое
мнение.

угроз национальной
безопасности России.
2.Моделировать
последовательность
своих действий при
угрозе
террористического
акта.

деятельности
2. Умение устанавливать
причинно-следственные
связи, строить логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное и по
аналогии) и делать
выводы.

1.Умение
понимать
возможность
различных
позиций других
людей отличных
от собственной и
ориентироваться

1.Умение
характеризовать
здоровый образ жизни
и его основные
составляющие как
индивидуальную
систему поведения
человека в

1. Умение соотносить 21.03
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль
своей деятельности в
процессе
достижения
результата,
определять

14.03

27
.
§7
.5.

28
.
§7
.6.

здоровья человека и
общества
Здоровый
образ жизни
и
профилакти
ка основных
неинфекцио
нных
заболеваний

Вредные
привычки
и их
влияние на
здоровье

ловека и
общества
1

(ком
б)

1

(ком
б)

«Якомпетенции»
и самооценки
личности
Здоровый
образ жизни и (формировани
профилактика е
самоидентиф
основных
неинфекционн икации,
адекватной
ых
позитивной
заболеваний
самооценки,
самоуважения
и
самопринятия
).
3. Оценка
собственных
поступков.
1.Развитие
познавательн
ых интересов
и мотивов
2.Формирован
ие
границ
собственного
знания
и
«незнания».
3.
Оценка
собственных
поступков.
Вредные
привычки и
их негативное
влияние на
здоровье.
Табакокурени
е и его

на
позицию
партнера
в
общении
и
взаимодействии.
2.
Умение
формулировать
собственное
мнение
и
позицию.
3.Умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками.

1.Умение
понимать
возможность
различных
позиций других
людей отличных
от собственной и

повседневной жизни,
обеспечивающую
совершенствование
его духовных и
физических качеств;
использовать знания о
здоровье и здоровом
образе жизни как
средство физического
совершенствования
2. Умение
анализировать
состояние личного
здоровья и принимать
меры по его
сохранению,
соблюдать нормы и
правила здорового
образа жизни для
сохранения и
укрепления личного
здоровья.

способы
действий
в
рамках
предложенных
условий и требований,
корректировать
свои 4.04.
действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией

11.04

29
.
§7
.7.
30
.

Профилакти
ка вредных
привычек

1

(ком
б)

последствия
для организма
курящего и
окружающих
людей.
Алкоголь и
его влияние
на здоровье
подростка.
Наркомания,
токсикомания
и другие вредные привычки
Методы и
формы
профилактики
вредных
привычек
Здоровый
образ жизни и
безопасность
жизнедеятельност
и

ориентироваться
на
позицию
партнера
в
общении
и
взаимодействии.
2.
Умение
формулировать
собственное
мнение
и
позицию.
3.Умение
организовывать
учебное
сотрудничество и
совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками.

Здоровый
1
(ком
образ жизни
б)
и
§7 безопасност
.8. ь
жизнедеятельно
сти
Раздел IV Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи4
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях4
1
(ком Первая
1.Развитие
Умение работать
1.Умение
31 Первая
б)
медицинская
познавательн индивидуально и
характеризовать
. медицинска
я помощь
помощь
ых интересов в группе,
различные
§8 пострадавш
пострадавшим и мотивов
находить общее
повреждения и
.1. им и ее
и ее значение 2.Формирован решение.
травмы, наиболее
значение
ие
границ
часто встречающиеся
собственного
в быту, и их
1
(ком Пути
32 Первая
знания
и
возможные
медицинска
б)
попадания
.
«незнания».
последствия для
§8 я помощь
ядовитых
3. Оценка
здоровья
.2. при
веществ в

18.04

25.04

1. Умение соотносить 2.05
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль
своей деятельности в
процессе
достижения 16.05
результата,
определять
способы
действий
в
рамках
предложенных

отравлениях
аварийно
химически
опасными
веществами

организм
собственных
человека.
поступков.
Наиболее
характерные и
общие
признаки
химического
отравления.
Общие
принципы и
правила
оказания
первой
помощи
пострадавшим
: при
поступлении
АХОВ через
дыхательные
пути, при
попадании
АХОВ на
кожу, при
поступлении
АХОВ через
рот. Оказание
первой
помощи при
ожоге
кислотой.
Оказание
первой
медицинской
помощи при
ожоге
щелочью

2. Умение
характеризовать
предназначение
первой помощи
пострадавшим;
классифицировать
средства,
используемые при
оказании первой
помощи; соблюдать
последовательность
действий при
оказании первой
помощи при
различных
повреждениях,
травмах, наиболее
часто случающихся в
быту; определять
последовательность
оказания первой
помощи и различать
её средства в
конкретных
ситуациях

условий и требований,
корректировать
свои
действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.

Первая
медицинск
ая помощь
при
травмах

(кон
трол
ьная
рабо
та)

Первая
медицинск
ая помощь
при
утоплении
Всего часов
34

(ком
б)

33
§8
.3

34
§8
.4

Первая
медицинская
помощь при
травмах.
Способы
остановки
кровотечений.
Первая
медицинская
помощь при
переломах.
Правила и
способы
транспортиро
вки
пострадавших
Первая
медицинская
помощь при
утоплении и
удушении.

23.05

30.05

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575785

Владелец

Омаров Халид Насрулаевич

Действителен

С 31.03.2021 по 31.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (938) 785-00-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».