РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ 2022-2023уч.г.

МКОУ «Ичичалинская СОШ им.Б.Г.Битарова»

Рабочая программа воспитания
2022-2023 учебный год

1

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………….......3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ...........................................................................................4
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся .....................................................4
1.2. Направления воспитания................................................................................5
1.3. Целевые ориентиры…………………………………………………………..6
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ......................................................................16
2.1. Уклад общеобразовательной организации.................................................16
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности......................19
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ..................................................................33
3.1. Кадровое обеспечение..................................................................................33
3.2 Нормативно-методическое
обеспечение………………………………………………………………………33
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями......................................................................33
3.4. система поощрения социальной успешности и проявления активной
жизненной позиции обучающихся……………………..………………………34
3.5. Анализ воспитательного процесса................................................................35

2

Пояснительная записка
Программа воспитания является обязательной частью основных образовательных
программ. В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования
находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о
различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации
программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Рабочая программа воспитания (далее – Программа) разработана на основе Примерной
рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию –
протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22)
Программа разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской
Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных
стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021№ 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России
от 17.05.2012№ 413).
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования.
Рабочая программа воспитания МОУ « Средняя школа № 5 г Ртищево» включает в себя
три основных раздела:





Раздел «Целевой»
Раздел «Содержательный»
Раздел «Организационный»
Приложение « Календарный план воспитания».

3

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ.
Участниками образовательных отношений школы являются педагоги,
обучающиеся, их родители (законные представители). Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих
детей. Содержание воспитания обучающихся в школе определяется содержанием
российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены
в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания
обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных
религий народов России.
Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Цель воспитания – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:


в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей;



в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям;



в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике.



в формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Добросовестная работа педагогических работников, направленная на достижение
поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих
взаимоотношений,

эффективнее

налаживать

коммуникацию

с

окружающими,

увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с
людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить
4

выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный
путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение следующих основных задач


усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний)



формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие)



приобретение

соответствующего

этим

нормам,

ценностям,

традициям

социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний


достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС

1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии
с ФГОС:
 гражданское воспитание— формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой
и политической культуры;
 патриотическое воспитание— воспитание любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности;
 духовно-нравственное воспитание—воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов
России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия
и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
 эстетическое воспитание— формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
 физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия— развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков
5

безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
 трудовое воспитание —воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
 экологическое воспитание —формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны,
защиты, восстановления природы, окружающей среды;
 ценности научного познания— воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине — России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
6

индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный
вред другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие
ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовоевоспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление.

7

Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическоевоспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы,
о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического
просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных
интересов других людей.
8

Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том
числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и
других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов,
проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего
края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников
Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России,
российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной,
религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий
общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе
9

как части духовной культуры своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на
поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности,
безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для
физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
10

общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их
решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для
решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом
индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на научныезнания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления
знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной,
цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта
в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской
деятельности.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
11

(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического
просвещения, сформированного российского национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства,
сохранять и защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность,
приверженность к родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам,
памятникам народов, проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной
идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и
норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие
антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям.
12

Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных
этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и
религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех
граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность
межнационального,межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный
вести диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной
принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины
для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье,
ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной
и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий
критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего
здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
13

питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха,
регулярнуюфизическуюактивность), стремление к физическому совершенствованию,
соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для
физического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием,
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в
разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным,
природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения
своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые
достижения российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в
семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом
труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном
высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном
обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей
своей семьи, общества.
Экологическоевоспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том
числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
14

Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учётом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира,
достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения
науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном,
социально-экономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной
областях познания, исследовательской деятельности.

15

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа им. Б.Г.Битарова» — среднее учебное
заведение муниципального подчинения в Хасавюртовском районе, основанное в 1957
году.
Вопрос о строительстве семилетней школы возник ещё в 1957 году.
В 1962 году была открыта восьмилетняя школа,а в 1976г-средняя школа.
В 1988-х годах в школе стало не хватать классов; занятия проходили в две смены в
садике. Для решения этой проблемы в 1988 году к школе была сделана пристройкащитовой корпус.
С ноября 2013 г. школу возглавила Идрисова Х.С.., учитель русского языка и
литературы. Она вкладывает все силы и энергию в родную школу. Под ее руководством
в селе летом 2022г начали строительство новой школы на 450
мест.
В настоящее время, на начало 2022-2023 учебного года в школе обучается
человек, работает 40 педагогов.

347

Особое место в школе уделяется военно-патриотическому воспитанию, которое
осуществляется в школе при взаимодействии с общественными организациями.
В качестве одного из ключевого направления воспитательной деятельности школа
выбрала профориентацию обучающихся. Работа по этому направлению будет проводиться
на всех ступенях общего образования, при активном сотрудничестве с родителями и
социальными партнёрами. Выбор будущей профессии – важнейшая составляющая
формирования личности самостоятельной, направленной на достижение успеха,
созидание в интересах семьи, на благо Отечества.
Процесс воспитания основывается в школе на принципах взаимодействия учителей
и учеников, одним из инструментов которого является функционирование школьного
самоуправления, способствующего формированию психологического климата
сотрудничества, взаимоуважения и понимания в школьном коллективе.
Важнейшими принципами воспитательного процесса являются:
 неукоснительное соблюдение законности, прав семьи и обучающегося,
соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье,
приоритета безопасности, обучающегося при нахождении в образовательной
организации;
 ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого
обучающегося и взрослого;
 организация основных совместных дел обучающихся и педагогических
работников как предмета общей заботы взрослых и обучающихся;
 системность, целесообразность и нешаблонность воспитания.
16

Большую роль в воспитательном процессе играют ключевые школьные
мероприятия, являющиеся одним из вариантов совместной деятельности учителей и
учеников и способствующие сохранению школьных традиций. Через ключевые школьные
дела осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников,
усиливающая эффективность воспитательной деятельности школы. Важной чертой
каждого ключевого дела является его коллективный характер на всех стадиях реализации:
разработка, планирование, проведение, подведение итогов, анализ результатов. В
проведении общешкольных дел присутствует как соревновательность между классами,
так и конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а
также их социальная активность. В школе создаются условия, при которых по мере
взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных
Открытость жизни школы обеспечивается освещением всех важнейших событий на
традиционной еженедельной общешкольной линейке, а также – в интернет -пространстве:
на школьном сайте и в сообществе образовательной организации в социальной сети
ВКонтакте. Доступность информации о школе сплачивает школьный коллектив,
повышает авторитет школы.
Ключевой фигурой воспитательной деятельности школы является классный
руководитель, который реализует по отношению к обучающемуся защитную,
личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении
конфликтов) функции. Воспитательный процесс осуществляется при тесном
взаимодействии классных руководителей и администрации школы.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.

Практическая реализация целей и задач воспитания будет осуществляться в рамках
11 инвариантных и 8 вариативных модулей. Инвариантные модули: урочная деятельность,
внеурочная деятельность, классное руководство, основные школьные дела, внешкольные
мероприятия, организация предметно-пространственной среды, взаимодействие с
родителями, самоуправление, профилактика и безопасность, социальное партнёрство,
профориентация. Вариативные модули: детские общественные объединения, школьный
музей, музейная комната истории села, школьный театр, школьный спортивный клуб,
волонтёрство, школьный медиацентр, школьный хор. Модули школьный музей,
школьный театр, школьный медиацентр, школьный хор включены находятся в стадии
апробации в 2022-2023 учебном году.
2.2.1. Модуль «Урочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала урока осуществляется через:
 установление
доверительных
отношений
между
обучающимися, способствующих активизации их
деятельности;

учителем
и
познавательной
17

 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения с учителями и одноклассникам), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
конструктивному взаимодействию с другими людьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даёт обучающимся возможность приобрести
умения:
самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и
оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Школьный урок активно используется в воспитательном процессе для глубокого
понимания обучающимися важных исторических дат и процессов, деятельности
известных людей.

2.2.2. Модуль «Внеурочная деятельность»

Воспитание на занятиях школьных
осуществляется преимущественно через:

курсов

внеурочной

деятельности

 вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
18

социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в
социально значимых делах;
 формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых
общностей,которые могли бы объединять обучающихся и педагогических
работников общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями
друг
к другу;
 создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
 поддержку в детских объединениях, обучающихся с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание
накопленных социально значимых традиций;
 поощрение педагоичскмрбтн детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках, следующих выбранных обучающимися ее видов
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на передачу обучающимся
социально значимых знаний, развивающие их
любознательность,
позволяющие
привлечь
их
внимание
к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего
общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Проектно-исследовательская деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
формирующие у обучающихся навыки научного и социального проектирования,
воспитывающие целеустремлённость, трудолюбие, позволяющая подготовить школьников
к дальнейшему успешному обучению в колледжах и вузах, трудовой деятельности.
Волонтёрская деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
формирование социальной активности обучающихся, воспитание духовно-нравственного
начала, чувства ответственности за окружающих, любви к большой и малой Родине.
Художественное творчество.Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации обучающихся, направленные
на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение.Курсы внеурочной деятельности, направленные
на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры
общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать
свое
собственное,
терпимо
относиться
к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся, формирование
у них навыков самообслуживающего труда.
19

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения
к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия
и уважительного отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие
у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
2.3Модуль«Каснерквто».
Каждый классный руководитель организует работу - с коллективом класса;
индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; с учителямипредметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
 - инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых
делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке,
проведении
и анализе;
 - организация интересных совместных дел с обучающимися вверенного ему
класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности);
 - проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного
общения педагогического работника и обучающихся, основанных на
принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки
активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления
обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
 - сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение
и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии,
организуемые классными руководителями и родителями; празднования в
классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные
ученическими группами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и
розыгрыши; регулярные внутриклассные встречи, дающие каждому
обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни
класса.
 - выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих
обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны
следовать
в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
20

 - изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через
наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогическим
работником
беседах
по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения
сверяются
с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся,
учителями-предметниками, при необходимости – с психологом;
 - поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими
работниками, выбор профессии, организации высшего образования и
дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося,
которую они совместно стараются решить;
 - индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто
фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения,
но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным
руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи;
 - коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним,
его родителями или законными представителями, с другими обучающимися
класса; через предложение взять на себя ответственность за то или иное
поручение в классе.
Работа с учителями-предметниками в классе:
-

регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогических работников по ключевым вопросам
воспитания,
на предупреждение и разрешение конфликтов между учителямипредметниками
и обучающимися;
 - проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
 - привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах,
дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и
понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной,
обстановке;
 - привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях
класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания
обучающихся.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
-

регулярное информирование родителей о школьных успехах
и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;
 - помощь родителям обучающихся или их законным представителям
в регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;
 - организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
21

 - создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения обучающихся;
 - привлечение членов семей, обучающихся к организации и проведению дел
класса;
 - организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
2.2.4. Модуль «Основные общешкольные дела».
Основные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть
обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются
совместно педагогическими работниками и обучающимися, в них принимают участие все
или большая часть обучающихся школы.
Для этого в школе используются следующие формы работы.
Вне образовательной организации:
 - ежегодные трудовые акции, направленные на благоустройство социальнозначимых объктов (акции «Школьный двор», «Стань, родной дом, краше!»,
«Память», «Никто не забыт, ничто не забыто»); согласно положениям акций,
каждый класс выбирает объект для благоустройства и преобразует его; ход
акций освещается на сайте «Добро.ру», посвященном российскому
волонтёрскому движению;
 - спортивные соревнования и праздники;
 - участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным
и международным событиям, самой важной из которых является
«Бессмертный Полк» ко Дню Победы;
 - мероприятия с участием социальных партнёров школы (Отдел спорта и
молодежной политики администрации МО «Хасавюртовский район»,
ЦТКНР, организации ветеранов): концерты, праздники, акции.
На уровне образовательной организации:
 - общешкольные праздники с участием всех классов: «День знаний», «День
учителя», «День матери», «Новый год», «День Защитника Отечества»,
«Международный женский день», «День Победы», «Последний звонок».
 - торжественные ритуалы и праздники посвящения, связанные с переходом
обучающихся на следующую ступень образования: «Посвящение в
первоклассники», «Выпускной в начальной школе», «Посвящение в
старшеклассники».
 - церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических
работников за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие
школы; церемонии проводятся на общешкольных торжественных линейках.
На уровне классов:
 - выбор и делегирование представителей классов в активы общешкольных
дел, ответственных за их подготовку и реализацию;
 - участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
22

 - проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися
общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом
анализе проведенных дел на уровне школы.
На уровне обучающихся:
 - вовлечение каждого обучающегося в ключевые дела школы
в одной из возможных для него ролей: сценарист, постановщик,
исполнитель,
ведущий,
декоратор,
музыкальный
редактор,
фотокорреспондент,
ответственный
за костюмы и оборудование, приглашение и встречу гостей и др.;
 - индивидуальная помощь обучающемуся, при необходимости, в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 - наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими учениками, педагоичскмрбтна и другими взрослыми;
 - при необходимости, коррекция поведения, обучающегося через частные
беседы с ним, включение его в совместную работу с другими школьниками,
наделение большей степенью ответственности в текущем или следующем
ключевом деле.
2.2.5 Модуль «Внешкольные мероприятия»
В рамках модуля организуются мероприятия общешкольного, районного и
регионального уровней: посещение кружков по направлению ,профориентационные и
общекультурные экскурсии , посещение выставок и концертов, участие в районных и
региональных конкурсах и конференциях, на всех этапах Всероссийской олимпиады
школьников.
Реализуются экскурсии
по селу природоведческого, географического,
исторического направлений учителями-предметниками и классными руководителями,
экскурсии в музейную комнату села.
Совместно с социальными партнёрами: сельский дом культуры, сельская
библиотека - вне школы проводятся творческие вечера, концерты, мероприятия в рамках
дней единых действий.
Ежегодно в праздник дня рождения ПРОРОКА(с.г1,с) мавлид,беседы ,встречи с
джаматом села и работниками отдела просвещения г.Хасавюрта и Хасавюртовского
района, в рамках освоения школьниками курсов ОРКСЭ и ОДКНР.

2.2.6. Модуль «Организация предметно-пространственной среды».
Окружающая
обучающегося
предметно-эстетическая
среда
школы,
при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации,
способствует позитивному восприятию школы. Воспитывающее влияние на
23

обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической
средой школы как:
 - оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров,
залов) и их периодическая переориентация в соответствии с
общешкольными праздниками и мероприятиями;
 - размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой
творческий
потенциал,
а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного
художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием
эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных
экскурсиях, походах, встречах и др.)
 - создание тематических выставок на базе школьной музейной комнаты;
 - озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во
дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и
приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий,
позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного
и тихого отдыха;
 - благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе с обучающимся своих классов, позволяющее
обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности,
создающее повод для длительного общения классного руководителя со
своими обучающимися;
 - при оформлении кабинета создание учителем-предметником эстетической
атмосферы предмета (история, литература, биология и др.) в целях
формирования у обучающихся положительного отношения к данному
предмету и всему процессу обучения;
 - событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных
школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек,
творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и др.);
 - совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой
школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы),
используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные
моменты жизни образовательной организации – во время праздников,
торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных
происходящих в жизни школы знаковых событий;
 - регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов
по благоустройству различных участков пришкольной территории (высадке
культурных растений, закладке газонов, созданию инсталляций и др.
 - акцентирование внимания обучающихся посредством элементов
предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных
для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
2.2.7. Модуль «Взаимодействие с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа
с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется
в рамках следующих видов и форм деятельности.
24

На групповом уровне:
 - общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
социализации их обучающихся;
 - семейные праздники, предоставляющие родителям, педагогическим
работникам
и обучающимся площадку для совместного проведения досуга и общения;
 - родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей обучающихся, формы и способы доверительного
взаимодействия родителей с обучающимися, проводятся мастер-классы,
семинары,
круглые
столы
с приглашением специалистов;
 - родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в школе;
 - общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания
обучающихся;
 - семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей,
социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания обучающихся;
 - родительские форумы в школьных интернет-группах, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются
виртуальные консультации психологов и педагогических работников.
На индивидуальном уровне:
 - работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
 - участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного обучающегося;
 - помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных
и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
 - индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных
усилий педагогических работников и родителей.

2.2.8. Модуль «Самоуправление».
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогическим работникам
воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся - предоставляет широкие
возможности для самовыражения и самореализации, готовит их к взрослой жизни.
25

«Самоуправление» курирует в школе заместитель директора воспитательной
работы, который разъясняет обучающимся сложные для них моменты, направляет их
деятельность, опираясь при этом на самостоятельные решения детей.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
 - через деятельность выборного Школьного правительства, организующего
внеклассную жизнь и деятельность учащихся: проведение общешкольных
линеек, курирование общешкольных мероприятий, контроль за соблюдением
правил поведения, обучающихся в школе, волонтёрство, шефство над
младшими классами.
 - через деятельность выборного Школьного ученического Совета (Совета
старшеклассников), создаваемого для учета мнения обучающихся по
вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
 - через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников
и курируемой школьным медиатором группы по урегулированию
конфликтных ситуаций в школе;
 - через деятельность Совета лидеров, объединяющего лидеров классов для
облегчения распространения значимой для обучающихся информации и
получения обратной связи от классных коллективов;
 - через деятельность творческих советов, отвечающих за проведение тех или
иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
На уровне классов:
 - через деятельность выборных по инициативе и предложениям
обучающихся класса лидеров, представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
 - через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих
за различные направления работы класса (например: комитет спортивных
дел, творческая группа и др.);
 - через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую
через систему распределяемых среди участников ответственных
должностей.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение
и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой,
комнатными растениями и т.п.
2.2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика безнадзорности осуществляется в следующих формах:


- особый контроль поведения детей, находящихся на разных формах учёта;
26





- индивидуальные беседы с детьми и родителями;
- инструктажи детей по правилам безопасного поведения;
- инструктажи родителей по безопасности и недопустимости оставления детей без
присмотра;
 - регулярное посещение классными руководителями семей;
 - проведение классных часов по профилактике наркомании и табакокурения;
 - тематические общешкольные родительские собрания;
 - вовлечение детей во внеурочную деятельность во время учёбы и на каникулах;
 - организация летнего отдыха детей ;
 - совместные мероприятия школы с представителями МО МВД России ;
Профилактика безнадзорности контролируется функционирующим в школе Советом
по профилактике , заседания которого проходят в последний четверг каждого месяца.

2.2.10. Модуль «Социальное партнерство»
Модуль реализуется в следующих формах:














участие представителей организаций-партнёров в проведении мероприятий
в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы (государственные и школьные праздники,
торжественные мероприятия, творческие вечера;
участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных
уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий тематической
направленности;
проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
реализация
социальных
проектов,
совместно
разрабатываемых
обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами патриотической,
экологической, трудовой направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное
воздействие на социальное окружение.
2.2. 11. Модуль «Профориентация».
В рамках модуля реализуется совместная деятельность педагогических
работников и обучающихся в направлениях: профессиональное просвещение
школьников,
диагностику
и
консультирование
по
проблемам
профориентации,
целью
которых
является
профессиональное
самоопределение. Эта работа осуществляется через
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение
кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах
профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той
или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия посёлка , дающие обучающимся начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
27











- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей,
дней открытых дверей в профессиональные образовательные организации и
организации высшего образования;
- совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного
онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим
профессиям и направлениям образования;
- участие в работе муниципальных, региональных, всероссийских
профориентационных
проектов,
созданных
в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач,
участие в мастер-классах, посещение открытых уроков;
- индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей,
дарований
и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь
значение в процессе выбора ими профессии;
- освоение обучающимися основ профессии в рамках дистанционных курсов
РДШ.

2.2.12. Детские общественные объединения.
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через







Будет
школьников:
РДШ.

- утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы руководящих органов
объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения
и др.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый
опыт гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся
возможность получить важный для их личностного развития опыт
деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе,
обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение,
умение сопереживать, умение общаться и др.: посильная помощь,
оказываемая пожилым людям; участие обучающихся в работе пришкольном
участке; помощь в благоустройстве территории посёлка.
- формальные и неформальные встречи членов детского общественного
объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в школе и посёлке, празднования знаменательных для
членов объединения событий;
- участие членов детского общественного объединения в волонтерских
акциях: (школьных, районных, всероссийских), деятельности на благо
конкретных людей и социального окружения в целом.
реализовано включение школьников в работу Российского движения
мероприятия дней единых действий, участие в акциях, конкурсах, проектах

2.2.13. Школьный спортивный клуб.
В рамках данного модуля в школе проводятся следующие мероприятия:
28











- единые Дни Здоровья, включающие спортивные соревнования, классные часы и
информационные вестники по здоровому образу жизни;
- общешкольные спортивные праздники и мероприятия «Вперёд, мальчишки!», «А
ну-ка, девочки!», «Будь готов Родину защищать!»;
- проведение ежедневной утренней зарядки для всех классов школы;
- участие детей во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к
труду и обороне»;
- включение спортивных мероприятий в интегрированные образовательные
проекты: «Неделя начальных классов», «Декада предметов гуманитарного цикла»,
«Месячник военно-патриотического воспитания» и др.;
- участие в районных спортивных соревнованиях, фестивалях, праздниках;
- пропаганда здорового образа в школьных медиа;
- совместные спортивные секции детей и учителей;
- участие обучающихся в районных соревнованиях.
2.2.14. Волонтерство.

Волонтёрская деятельность осуществляется в целях духовно-нравственного
воспитания обучающихся, их социальной активности, социализации в окружающем мире.
Волонтёрская деятельность осуществляется в следующих формах:


- адресная помощь ветеранам и одиноким пожилым людям;



- поздравление односельчан со значимыми праздниками, профессиональными
днями;



- акции по благоустройству памятника участникам ВОВ из села;



- акции по благоустройству школьного двора, социально значимых объектов



- участие во Всероссийских акциях в рамках дней единых действий;



- издание исследовательских работ по истории края;



- экологическая деятельность: сбор вторсырья для переработки, просвещение
школьников и населения, экологические квесты;



- популяризация волонтёрской деятельности школы на Всероссийском сайте
добровольцев «Добро-ру»; участие в волонтёрских конкурсах разного уровня;



-

организация

и

участие

в

волонтёрских

мероприятиях

совместно

с

представителями общественных организаций;


- оформление волонтёрских книжек.

2.2.15. Школьный театр.
Школьное театральное движение или сообщество «Школьный театр» основано на
применении театральной педагогики и хорошо развитой системе музыкально29

эстетического воспитания обучающихся в школе. Имеющиеся ресурсы творческих,
профессиональных педагогов, активных и талантливых детей и любящих родителей дают
возможность создать в школе интересную насыщенную жизнь, состоящую из
многочисленных концертов, капустников, театральных постановок, праздничных
мероприятий и массовых праздников высокого уровня подготовки и качества проведения.
Театральное движение может быть и уроком и увлекательной игрой, средством
погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он
помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим
собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных
коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная
деятельность — путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям
своего народа.
2.2.16. Школьный медиацентр.
Модуль находится в стадии апробации.
Воспитательный потенциал школьных медиа будет реализован в рамках следующих
видов и форм деятельности:
- работа разновозрастного редакционного совета обучающихся старших классов и
консультирующих их педагогических работников, целью которого является освещение
(через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация
общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического
самоуправления;
- школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество обучающихся
и
педагогических
работников,
поддерживающее
интернет-сайт
школы
и соответствующие группы в социальных сетях с целью освещения деятельности
образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания
общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и
организации виртуальной диалоговой площадки, на которой обучающимися,
педагогическими работниками и родителями могут открыто обсуждаться значимые для
школы вопросы;
- ведение обучающимися тематических блогов в социальных сетях;
- участие в проекте «Классное радио» РДШ.
- обучение на основе проекта «Медиацентры РДШ».

30

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение.
Организация воспитательной работы будет курироваться советом по воспитанию в
составе: директора школы, заместителя директора по УВР, советника директора по
воспитательной работе. Совет будет направлять деятельность классных руководителей,
учителей предметников. Совет по воспитанию коллегиально разрабатывает концепцию
программы воспитания, основываясь на федеральных, региональных, муниципальных
нормативных документах и календарных планах. Совет направляет деятельность
педагогического коллектива школы в рамках программы воспитания школы.
Совет опирается в первую очередь на классных руководителей.
Планируется прохождение педагогами школы курсов повышения квалификации по темам:
«Классное руководство: роль исторического знания и патриотического воспитания.
Обеспечение активного участия родителей в мероприятиях Минпросвещения РФ»,
«Организация мероприятий на основе акций и проектов РДШ».
3.2 Нормативно-методическое обеспечение.
В школе была создана рабочая группа по корректировке программы воспитания в
соответствии - Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных
организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию – протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22). После проделанной работы
(разработка, обсуждение на педагогическом совете, Ученическом совете, совете
родителей, управляющем совете школы) были созданы приказы о внесении изменений в
локальные акты, регламентирующие деятельность школы по реализации программы
воспитания, в основные образовательные программы. Также было разработано
Положение о должности советника директора по воспитанию, изданы приказы о
должностной инструкции советника по воспитанию, внесении изменений в штатное
расписание в связи с новой должностью советника.
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями.
В данном направлении будет проводиться следующая работа:
 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими
для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной
организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
31

компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями педагоги будут ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов,
организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителейлогопедов, учителей-дефектологов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности,
обучающихся с особыми образовательными потребностями.

3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать
их в совместную деятельность в воспитательных целях. Поощрения выносятся за
достижения в области творческой, интеллектуальной, общественной и спортивной
деятельности.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности обучающихся строится на принципах:
 публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);
 соответствия процедур награждения укладу жизни школы, специфической
символике, выработанной и существующей в укладе школы (вручение благодарностей,
грамот, дипломов, поощрительных подарков, денежной премии производится в
торжественной обстановке, на праздничных мероприятиях, возможно в присутствии
родительской общественности, педагогов-наставников награждаемых);
 прозрачности правил поощрения (согласно положению о системе поощрений
обучающихся)
 сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование и
индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать как
индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими награду и не
получившими ее);
32

 привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих
обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления),
сторонние организации, их статусных представителей;
 дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
В школе применяются следующие формы поощрения:
- награждение похвальным листом «За отличные успехи в обучении»;
- награждение похвальным листом «За активную работу в общественной жизни школы»
- помещение фотографии на школьную Доску Почёта
- объявление благодарности;
- награждение почетными грамотами и дипломами за победу или призовое место с
указанием уровня достижений, обучающихся в школьных конкурсах.
- награждение классных коллективов грамотами за победу, призовое место, участие в
общешкольных конкурсах
-награждение родителей (законных представителей) обучающихся благодарственными
письмами за хорошее воспитание детей;
- Ведение портфолио – деятельность обучающих при ее организации и регулярном
поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными
представителями) по собиранию (накоплению) грамот, благодарностей, сертификатов,
фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Портфолио может
включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в
деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ
и др., участвовавших в конкурсах и т.д.). Кроме индивидуального портфолио возможно
ведение портфолио класса. Проводится рейтинг портфолио – размещение обучающихся
или групп в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями.
- Организация общешкольных конкурсов «Лучший класс школы» и «Ученик года».
В подведении итогов и награждении учитываются индивидуальные и коллективные
достижения обучающихся в сферах успеваемости, участия в акциях и конкурсах разного
уровня. Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется
с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их
решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации
с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе
воспитательной работы в школе, являются:

которых

осуществляется

самоанализ

33

принцип
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
обучающимися и педагогическими работниками;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и
саморазвития обучающихся.

3.5 Анализ воспитательного процесса
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса могут быть следующие.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по учебной и воспитательной работе с последующим обсуждением его
результатов на заседании методического объединения классных руководителей
или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации
и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах:
какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось
решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие
новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому
коллективу.

34

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по учебной и воспитательной
работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо
знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников являются беседы с
обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты
обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством реализации личностно развивающего и воспитательного потенциала
школьного урока;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством взаимодействия школы и семей, обучающихся;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством волонтёрской деятельности, количеством участия в волонтёрских
- качеством функционирующих на базе школы детскихобщевныъдий;
-качеством работы школьных медиа;
-качеством работы на музейных площадках, качеством проводимых экскурсий, походов;
- качеством организации предметно-эстетической среды классов и школы;
- качеством работы по приобщению к здоровому образу жизни;
- качеством работы по гражданско-патриотическому воспитанию, количеством участия в
гражданско – патриотических акциях.

35

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».