АОП НОО для учащегося с расстройством аутического спектра (вариант 8.3

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ичичалинская СОШ им. Б.Г.Битарова»
Хасавюртовского района
Республики Дагестан
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Зам. директора по нач.кл.

Директор школы

________/Магомедова А.М./

___________/Исубова Н.Ш./

__________/Х.С.Идрисова/

Протокол №1
От 29 августа 2022 г.

Приказ №
29 августа 2022г.

от 30 августа 2022г.

АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА НОО
для учащегося 3 класса
с расстройством аутического спектра
(вариант 8.3.)

Учащаяся: Шарудинов Мухаммад Темирханович
Учительница: Ибрагимова Айшат Магомедалиевна

2022-2023 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Общие положения
1.2. Пояснительная записка
1.3. Планируемые результаты освоения обучающимися с расстройствами аутистического
спектра адаптированной основной образовательной программы для обучающихся 1
класса
1.4. Система оценки достижения обучающимися с расстройствами аутистического
спектра планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной
программы
II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебный план
2.2. Условия реализации адаптированной основной образовательной программы
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
2.3. Система специальных условий реализации АОП НОО обучающегося с РАС.
2.4.Учебно-методические условия реализации адаптированной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с расстройствами
аутистического спектра

I. Ц Е Л Е В О Й Р А З Д Е Л
1.1. Общие положения
Адаптированная образовательная программа (АОП) начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) ― это образовательная
программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АОП начального общего образования обучающихся с РАС
разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и
планируемым результатам освоения на основе примерной адаптированной основной
образовательной
программы
(ПрАООП)
вариант
8.3.
АОП начального общего образования обучающихся с РАС рассчитана на 1 года
обучения.

В основу разработки АООП НОО обучающихся с РАС заложен дифференцированный
и деятельностный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП ОО
для обучающихся с РАС предполагает учет их особых образовательных потребностей,
которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания
образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов
образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного
плана. Вариант 8.3 АООП создан в соответствии с дифференцированно
сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с РАС к:
― структуре образовательной программы;
― условиям реализации образовательной программы;
― результатам образования.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с РАС школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно -практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно - практической
деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием
образования. В контексте разработки АОП общего образования для обучающихся с
РАС реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
образовательных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового
опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования универсальных (базовых) учебных действий, которые обеспечивают не
только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и
навыков (академических результатов), но и, прежде всего, жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
1.2. Пояснительная записка АОП для детей с РАС
Адаптированная образовательная программа (АОП) начального общего
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) (вариант
8.3) разработана в соответствии с ФГОС для обучающихся с расстройствами
аутистического спектра.

Нормативно-правовое обеспечение АОП
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года №273-ФЗ;
2. Приказ от 31 марта 2015 года № 596/пк «Об организации инклюзивного
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных
организациях, расположенных на территории Тверской области»;
3.Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4.Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной
недостаточностью)»
АОП для обучающихся с РАС разработана на основе программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1—4 классы /Под ред. В.В.
Воронковой; - М.: Просвещение, 2010 и настоящего стандарта с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают
коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС получает образование,
которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту
завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями
сверстников с РАС, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям
здоровья, в пролонгированные сроки.
В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС и
испытываемыми ими трудностями социального взаимодействия, данный вариант АОП
предполагает постепенное включение детей в образовательный процесс за счет
организации пропедевтического обучения в двух первых дополнительных классах и
увеличения общего срока обучения в условиях начальной школы до 6 лет.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для
реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. АОП создана на
основе Стандарта и при необходимости индивидуализируется.
Цель и задачи АОП.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра направлена на
овладение ими учебной деятельностью, и формирование у них общей культуры,
разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Данный вариант предполагает в большей степени:
1. Развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения
в более сложную социальную среду.

2. Расширение повседневного жизненного опыта.
3. Расширение социальных контактов обучающихся с детьми и взрослыми в
доступных для них пределах.
4. Поэтапное формирование учебной деятельности.
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС
Развитие связей аутичного ребѐнка с близким человеком и социумом в целом
нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ.
Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено,
поскольку психические функции такого ребѐнка развиваются не в русле социального
взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как
средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со
средой и друг ими людьми. Искажение развития характерно проявляется в изменении
соотношения простого и сложного в обучении ребѐнка. Он может иметь
фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмыслять
простейших связей в происходящем в обыденной жизни, чему специально не учат
обычного ребѐнка. Может не накапливать элементарного бытового жизненного
опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечѐнных областях
знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами,
грамматическими формами и т.п. Этому ребѐнку трудно активно приспосабливаться к
меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей
способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо
реализуются в жизни. Передача таким детям социального опыта, введение их в
культуру представляют особенную трудность. Установление эмоционального контакта
и вовлечение ребѐнка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное
осмысление происходящего представляют базовую задачу специальной психолого педагогической помощи при аутизме. Особые образовательные потребности детей с
аутизмом в период начального школьного обучения включают, помимо общих,
свойственных всем детям с ОВЗ, следующие специфические нужды: в значительной
части случаев в начале обучения возникает необходимость постепенного и
индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения в классе.
Посещение класса должно быть регулярным, но регулируемым в соответствии с
наличными возможностями ребенка справляться с тревогой, усталостью,
пресыщением и перевозбуждением.
По мере привыкания ребенка к ситуации обучения в классе оно должно приближаться
к его полному включению в процесс начального школьного обучения;
выбор уроков, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он
чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по
возможности, включает все остальные;

большинство детей с РАС значительно задержано в развитии навыков
самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым к возможной
бытовой беспомощности и медлительности ребенка, проблемам с посещением туалета,
столовой, с избирательностью в еде, трудностями с переодеванием, с тем, что он не
умеет задать вопрос, пожаловаться, обратиться за помощью.
Поступление в школу обычно мотивирует ребенка на преодоление этих трудностей и
его попытки должны быть поддержаны специальной коррекционной работой по
развитию социально - бытовых навыков;
необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при работе в классе) в
развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обратиться за
информацией и помощью, выразить свое отношение, оценку, согласие или отказ,
поделиться впечатлениями;
может возникнуть необходимость во временной и индивидуально дозированной
поддержке как тьютером, так и ассистентом (помощником) организации всего
пребывания ребенка в школе и его учебного поведения на уроке;
поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере привыкания
ребенка, освоения им порядка школьной жизни, правил поведения в школе и на уроке,
навыков социально -бытовой адаптации и коммуникации;
в начале обучения, при выявленной необходимости, наряду с посещением класса,
ребенок должен быть обеспечен дополнительными индивидуальными занятиями с
педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в
коммуникацию и взаимодействие с учителем, адекватно воспринимать похвалу и
замечания; периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы занятий)
необходимы ребенку с РАС даже при сформированном адекватном учебном
поведении для контроля за освоением им нового учебного материала в классе (что
может быть трудно ему в период привыкания к школе) и, при необходимости, для
оказания индивидуальной коррекционной помощи в освоении Программы;
необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно - пространственной
структуры уроков и всего пребывания ребенка в школе, дающее ему опору для
понимания происходящего и самоорганизации; необходима специальная работа по
подведению ребенка к возможности участия во фронтальной организации на уроке:
планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и
невербальной инструкции к фронтальной;
в использовании форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке
возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес соучеников;

в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений необходим учѐт
специфики освоения навыков и усвоения информации при аутизме особенностей
освоения «простого» и «сложного»;
необходимо
введение
специальных
разделов
коррекционного
обучения,
способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем,
отработке средств коммуникации, социально -бытовых навыков; необходима
специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и
дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка, крайне неполного и
фрагментарного;
оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о
будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;
ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании и осмыслении
усваиваемых знаний и умений, не допускающей их механического формального
накопления и использования для аутостимуляции;
ребенок с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в специальной
организации на перемене, в вовлечении его в привычные занятия, позволяющее ему
отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие с другими детьми;
он лучше чувствует себя в контактах со взрослыми, чем со сверстниками, и в
структурированной ситуации урока лучше, чем, в более свободной на перемене.
Контакты со сверстниками сложнее для него, чем контакты с более старшими или
младшими детьми.
Ребенок с РАС для получения начального образования нуждается в создании условий
обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта
(отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса учителя в
отношении любого ученика класса), упорядоченности и предсказуемости
происходящего;
необходима специальная установка педагога на развитие эмоционального контакта с
ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему
симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях;
педагог должен стараться транслировать эту установку соученикам ребенка с РАС, не
подчеркивая его особость, а, показывая его сильные стороны и вызывая к нему
симпатию своим отношением, вовлекать детей в доступное взаимодействие;
необходимо развитие внимания детей к проявлениям близких взрослых и соучеников
и специальная помощь в понимании ситуаций, происходящих с другими людьми, их
взаимоотношений;

для социального развития ребѐнка необходимо использовать существующие у него
избирательные способности;
процесс его обучения в начальной школе должен поддерживаться психологическим
сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребѐнка с педагогами и
соучениками, семьи и школы;
ребенок с РАС уже в период начального образования нуждается в индивидуально
дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы
образовательного учреждения.
1.3. Планируемые результаты освоения обучающимися с расстройствами
аутистического спектра адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Данная АОП для обучающихся РАС (вариант 8.3) адресована Шарудинову
Мухаммаду Темирхановичу. У обучающегося наблюдаются нарушения развития
коммуникации и социальных навыков. РАС связаны с особым системным нарушением
психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективноволевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.
Адаптированная образовательная программа разработана на основе УМК «Для 14 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по
программе под редакцией В. В. Воронковой».
В результате реализации адаптированной образовательной программы у
обучающегося будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные,
коммуникативные универсальные учебные действия, а так же обучающийся будет
обеспечен специальной поддержкой, гарантирующей удовлетворение его особых
образовательных потребностей.
Достижение планируемых результатов освоения АОП
завершению обучения в начальной школе.

НОО определяются по

К концу учебного года обучающиеся должены овладеть минимальным уровнем
предметных результатов, имеют возможность овладеть достаточным уровнем
предметных результатов.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
отдельным учебным предметам на конец обучения в 3 классе:
Русский язык (речь и альтернативная коммуникация) – 68 часов
Минимальный уровень: деление слов на слоги; списывание слогов с изученными
буквами с рукописного и печатного текста; соотносить и различать звук и букву.
Достаточный уровень: списывание слогов и слов с изученными буквами с
рукописного и печатного текста; обозначение на письме границ предложения;
составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур .

Чтение 34ч
Минимальный уровень: правильно читать вслух слоги и слова с изученными буквами;
отвечать на вопросы по прочитанному учителем тексту; дифференцировать неречевые
и речевые звуки.
Достаточный уровень: правильно и осознанно читать вслух предложения с
изученными буквами; отвечать на вопросы по прочитанному учителем тексту;
выразительно и точно повторять чистоговорки за учителем; знать наизусть 2 -3
загадки.
Речевая практика 34ч
Минимальный уровень: выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова
и выражения; сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно
доехать или дойти до школы; участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми
возможностями; слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал; выразительно произносить чистоговорки, короткие
стихотворения с опорой на образец чтения учителя; участвовать в беседе на темы,
близкие личному опыту ребенка; слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на
вопросы учителя по их содержанию.
Достаточный уровень: понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений; отвечать на вопросы по их содержанию; понимать содержание детских
радио - и телепередач, отвечать на вопросы по поводу услышанного; выбирать
правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи учителя и анализ
речевой ситуации; принимать активное участие в диалогах по темам речевых
ситуаций; высказывать свои просьбы и желания; выполнять речевые действия
приветствия, прощания, извинения и т. п., используя соответствующие этикетные
слова и выражения; принимать участие в коллективном составлении рассказа или
сказки по темам речевых ситуаций; воспроизводить составленные рассказы с опорой
на картинный или картинно -символический план.
Математика: (математические представления) 68 час
Минимальный уровень: знать числовой ряд 1 —5 в прямом порядке; знать названия
компонентов сложения, вычитания; понимать смысл арифметических действий
сложения и вычитания ; знать и применять переместительное свойство сложения и
умножения; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в
пределах 5 ; иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
Достаточный уровень: знать числовой ряд 1 —5 в прямом и обратном порядке,
считать, присчитывая, отсчитывая по единице в пределах 5 ; знать названия
компонентов сложения, вычитания; понимать смысл арифметических действий
сложения и вычитания; устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в
пределах 5 ; решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые

арифметические задачи; чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного
треугольника.
Окружающий мир ( социальный, природный, человек, домоводство) 17часов
Минимальный уровень: иметь представления о назначении объектов изучения;
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; относить
изученные объекты к определенным группам (видо-родовые понятия); называть
сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы;
зимняя одежда); иметь представления об элементарных правилах безопасного
поведения в природе и обществе; знать требования к режиму дня школьника и
понимать необходимость его выполнения; знать основные правила личной гигиены и
выполнять их в повседневной жизни; ухаживать за комнатными растениями;
подкармливать зимующих птиц; составлять повествовательный или описательный
рассказ из 3 -5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных
ситуациях; адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень: иметь представления о взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в окружающем мире; узнавать и называть изученные объекты в
натуральном виде в естественных условиях; относить изученные объекты к
определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам; знать
отличительные существенные признаки групп объектов; знать правила гигиены
органов чувств; знать некоторые правила безопасного поведения в природе и
обществе с учетом возрастных особенностей; быть готовыми использовать
полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач,
отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять желание
рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного
общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм; выполнять
доступные природоохранительные действия; быть готовыми к использованию
сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых
задач в объеме программы.
Изобразительное искусство (изобразительная деятельность) 8 часов
Минимальный уровень: знать названия художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения с ними и
санитарно -гигиенических требований при работе с ними; знать элементарные правила
композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; знать некоторые
выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность»,

«точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; знать названия предметов,
подлежащих рисованию; знать названия некоторых народных и национальных
промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы: правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе,
держать карандаш, кисть и др.; следовать при выполнении работы инструкциям
учителя; рационально организовать свою изобразительную деятельность; планировать
работу; осуществлять текущий и заключительный контроль выполняемых
практических действий и корректировку хода практической работы; рисовать с
натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и
конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в
соответствии с темой; применять приемы работы карандашом, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета; ориентироваться в пространстве листа;
размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами
изобразительной поверхности; адекватно передавать цвет изображаемого объекта,
определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета;
узнавать и различать в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенные
предметы и действия.
Достаточный уровень: знать названия жанров изобразительного искусства (портрет,
натюрморт, пейзаж и др.); знать названия некоторых народных и национальных
промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); знать основные особенности
некоторых материалов, используемых в рисовании; знать выразительные средства
изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия»,
«штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем, «пространство», «пропорция»,
«симметрия», «ритм», «динамика» и др.; знать законы и правила цветоведения;
светотени; находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах
учебника, рабочей тетради; следовать при выполнении работы инструкциям учителя
или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценивать
результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво,
некрасиво, аккуратно, похоже на образец); устанавливать причинно -следственные
связи между выполняемыми действиями и их результатами; рисовать с натуры и по
памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства
изображаемого объекта; рисовать по воображению; уметь различать и передавать в
рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и
обществу; уметь различать произведения живописи, графики, скульптуры,
архитектуры и декоративно -прикладного искусства; уметь различать жанры
изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Музыка 8 часов
Минимальный уровень: определять характер и содержание знакомых музыкальных
произведений, предусмотренных Программой; иметь представления о некоторых

музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); петь с
инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); выразительно и
достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами
динамических оттенков; одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и
не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;
правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные
звуки в конце и в середине слов;различать вступление, запев, припев, проигрыш,
окончание песни; различать песню, танец, марш; определять разнообразные по
содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и
спокойные); владеть элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень: самостоятельно исполнять разученные детские песни; знание
динамических оттенков (форте -громко, пиано -тихо); иметь представления о
народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли,
свирель, гармонь, трещетка, деревянные ложки, бас -балалайка); иметь представления
об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
петь хором, выполняя требования художественного исполнения; ясно и четко
произносить слова в песнях подвижного характера; исполнять выученные песни без
музыкального сопровождения, самостоятельно; различать разнообразные по характеру
и звучанию песни, марши, танцы; владеть элементами музыкальной грамоты, как
средства осознания музыкальной речи.
Технология 8 часов
Минимальный уровень: знание правил организации рабочего места и умение
самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем
столе, сохранять порядок на рабочем месте); знание видов трудовых работ; знание
названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках
ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно -гигиенических
требований при работе с ними; знание названий инструментов, необходимых на
уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими
и режущими инструментами; знание приемов работы (разметки деталей, выделения
детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда; умение анализировать объект, подлежащий
изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы
соединения деталей; умение составлять стандартный план работы по пунктам; умение
владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными
материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом;
древесиной; конструировать из металлоконструктора);

Достаточный уровень: знание правил рациональной организации труда, включающих
упорядоченность действий и самодисциплину; умение находить необходимую
информацию в материалах учебника, рабочей тетради; умение руководствоваться
правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать
санитарно -гигиенические требования при выполнении трудовых работ;умение
работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с
опорой на предметно -операционные и графические планы, распознавать простейшие
технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними
в процессе изготовления изделия; умение работать с опорой на предметно операционные планы ; умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых
практических действий и корректировку хода практической работы; оценивать свое
изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); выполнять
общественные поручения по уборке класса после уроков трудового обучения
Физическая культура 8 часов
Минимальный уровень: выполнять комплексы утренней гимнастики под
руководством учителя; знать основные правила поведения на уроках физической
культуры и осознанно их применять; выполнять несложные упражнения по словесной
инструкции при выполнении строевых команд; иметь представления о двигательных
действиях; знать основные строевые команды; принимать правильную осанку; ходить
в различном темпе с различными исходными положениями; взаимодействовать со
сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований;
участвовать в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;.
Достаточный уровень: практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики,
лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и др. видов физической культуры;
самостоятельно выполнение комплексов утренней гимнастики; владеть комплексами
упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища;
участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки); выполнять
основные двигательные действия в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба,
прыжки и др.;
овладение навыками совместного участия со сверстниками в подвижных играх и
эстафетах; оказывать посильную помощь и поддержку сверстникам в процессе
участия в подвижных играх и соревнованиях; знать способы использования
различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и
уметь их применять в практической деятельности.

Предполагаемые результаты освоения образовательной программы:
 Выполнение
обучающимися
основных
требований специального
государственного образовательного стандарта.
 Достижение
обязательного
минимума
содержания
образования
и сформированности общеучебных умений и навыков;
 Достижение
оптимального
для
обучающихся
уровня
обученности;
 Овладение обучающимися доступными ими способами учебной программы.
 Развитие положительной мотивации к образовательному процессу;
 Развитие познавательных способностей;
 Развитие коммуникативных навыков;
 Коррекция умственного развития;
 Достижение
гражданского,
нравственного
уровня личности
с
учетом требований общества.
 Поддержание здоровья школьников;
 Максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности.
1.4. Система оценки достижения обучающимися с расстройствами
аутистического спектра планируемых результатов освоения адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования
Во время обучения в первом дополнительном классе целесообразно всячески
поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается
в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным
результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной
из которых является способность ее осуществления не только под прямым и
непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей
самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом оценка
достижения обучающимися с РАС предметных результатов должна базироваться на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные
обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию
знания и умения должны выполнять коррекционно -развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и
овладении им социальным опытом.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий;
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

III. О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н Ы Й Р А З Д Е Л
2.1. Учебный план
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН для образовательной организации,
реализующей АОП НОО для обучающегося с РАС
Реализация АОП НОО обучающегося с РАС в I-IV классах осуществляется по
традиционной программе с использованием УМК «Перспективная начальная школа».
2.2.Учебный план начального общего образования образовательной организации для
обучающегося с РАС (далее учебный план) является нормативным документом,
определяющим структуру и содержание учебно –воспитательного процесса, реализует
обязательную и доступную нагрузку в рамках доступного недельного количества
часов в каждом классе.
Учебный план начального общего образования
Образовател Учебные
ьные области предметы
Речь
и речевая
практика
математика
Окружающий
мир

Физкультура
Музыка
Изо
Технология
Коррекционно
-развивающие
занятия

1
доп

1
клас
с

2
доп

2
3
4
клас клас клас
с
с
с

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Речь и
альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Природный мир

2

2

2

0.25

0.25

0.25

Социальный мир

0.25

0.25

0.25

Человек

0.25

0.25

0.25

домоводство
Адаптивная
физкультура
Музыка
движения

0.25
1

0.25
1

0.25
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

и

Учебным планом определён перечень учебных областей, направлений коррекционноразвивающей, объём учебного времени, максимальный объём учебной нагрузки
обучающихся по ступеням начального общего образования.
Обязательная часть определяет состав учебных обязательных предметных областей,
которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных
учреждениях,
реализующих
адаптированную
основную
общеобразовательную программу начального общего образования, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Коррекционно-развивающая область включает часы представленных следующих
курсов: логопедическую ритмику, произношение, развитие речи, в процессе
проведения коррекционно –развивающих индивидуальных и групповых занятий. На
индивидуальных занятиях преодолеваются специфические для каждого ученика
речевые нарушения, что обеспечивает успешность фронтального обучения
обучающихся в условиях класса. Индивидуальные занятия проводятся в течении дня (
на уроках литературного чтения, развития речи, окружающего мира) и во внеурочное
время .
Занятия проводятся с одним учеником в течение 15-20 мин. С подгруппой (2-4
ученика) 20-25мин. Частота посещений индивидуальных занятий детьми -2-3 раза в
неделю.
В структуру коррекционно-развивающей области, наряду с коррекционными
курсами логопедической направленности, включены занятия с психологом.
3.2 .Система условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Специальные учебники и
учебные пособия

Специальные учебники, рабочие тетради
на печатной основе и дидактические
материалы (преимущественное
использование натуральной и
иллюстративной наглядности),
отвечающие особым образовательным
потребностям обучающегося и
позволяющие реализовывать выбранный
вариант программы. (Программы
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида:
Подготовительный, 1—4 классы /Под ред.
В.В. Воронковой; - М.: Просвещение,
2010)

Материально-технические условия образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образования обучающихся с РАС должно
отвечать как общим, так и особым образовательным потребностям данной группы
обучающихся.
Требования к организации рабочего места
Рабочее (учебное) место ребенка с РАС создается индивидуально с учетом его особых
образовательных потребностей, а также сопутствующих нарушений. Для данного
ребёнка:
1. Использование визуального расписания уроков и режима дня дома (использование
карточек PECS: дата, сейчас-потом), жестовой речи и пиктограмм.
2. Наличие доски(желательно магнитной.)
3. Место для занятий должно быть организовано так, чтобы ничто не отвлекало
ребенка, чтобы его зрительное поле было максимально организовано. Поэтому
целесообразно, чтобы педагог и ребенок, садясь за учебный стол, оказывались лицом к
стене, а не к комнате, заполненной игрушками и пособиями, и не к двери, которую
кто-то может приоткрыть и этим помешать занятию. На самом столе должно
находиться только то, что понадобится для выполнения одного задания, для
проведения одного конкретного занятия. Остальные материалы педагог может
держать под рукой на полке или в ящике, но вне зрительного поля ребенка, и
доставать их по мере необходимости, а предыдущие убирать.
4. Ребенок должен привыкнуть к тому, что занятия всегда проводятся в одно и то же
время. При этом обычно он четко усваивает последовательность, которую ему
предлагает взрослый (сейчас-потом).
5. Занятие может продолжаться несколько минут, причем в конце педагог обязательно
говорит о том, что ребенок «хорошо позанимался» и «выполнил задание», что он вел
себя как «хороший, умный ученик» (при этом дается «стимул» –поощрение в виде
любимого лакомства ребёнка). Этим мы добиваемся постепенного освоения ребенком
роли ученика, школьника и предотвращаем нежелательное поведение.
6. Наличие и обязательное использование дидактического и раздаточного материала:
разрезная азбука, касса букв с крупными буквами, карточки по глобальному чтению,
семейное лото (для отработки идентификации на фото себя и своих родственников, а
так же своего имени и имён родственников) цифры, знаки, геометрический материал и
др.
7. Создание личной азбуки и других пособий индивидуального характера в
зависимости от потребностей ребёнка.
8. Для того, чтобы ребенок усвоил программный материал, нужно гораздо более
развёрнутое объяснение с опорой на наглядность, выполнение большого количества
упражнений с очень медленно, постепенно повышающейся трудностью,
многократный возврат к уже изученному.

3.3. Система специальных условий реализации АОП НОО обучающегося с РАС.
Рекомендации к образовательному процессу.
Особенности восприятия и понимания лексико-грамматических конструкций,
фразеологических оборотов речи, абстрактных понятий данной категории
обучающихся делают невозможным стандартное преподнесение учебного материала
на основе устной речи. Учителю важно помнить, что весь учебный материал должен
подкрепляться визуальным рядом, а так же выполнением практических заданий. Для
обучения ребёнка с расстройствами аутистического спектра очень хорошо подходит
китайский принцип: «я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я
понимаю». Применение наглядности оправдано при преподнесении любого учебного
материала.
Для проработки сложных математических представлений, абстрактных понятий
необходимо научить работать по заданному алгоритму. Так же при анализе
математических задач, обязательно научить составлять краткие записи и схемы их
решения. Для визуализации абстрактных понятий можно использовать символы.
Для лучшего усвоения информации по предметам естественного и гуманитарного
цикла необходимо использовать учебные фильмы, мультимедийные презентации
практические задания с раздаточным материалом.
На данный момент существует большое количество специальных учебных пособий,
приспособленных для коррекции различных трудностей обучения. Для коррекции
письма рекомендуется использовать специальные насадки на ручку, трафареты и
ограничители. Так же для коррекции графических навыков можно использовать
дополнительную разлиновку тетрадей: более четкое выделение строки, очерчивание
двух линеек, проведение дополнительных наклонных линий, а также тетради
большого формата. Для ученика с трудностями усвоения математики, возможно
разрешить использование визуального ряда чисел, а также использование
калькулятора в случаях, когда целью задания не является выполнение
арифметических действий.
Важно, не просто использовать на уроке визуальные подсказки, схемы и специальные
пособия, а научить детей, самостоятельно ими пользоваться.
Возможно у этого ребёнка с расстройством аутистического спектра понимание
прочитанного текста на порядок выше, чем понимание устной информации. Поэтому,
необходимо использовать письменную инструкцию, дублируя ее на доске или на
индивидуальной карточке.
Трудности понимания речи и удержания инструкции обуславливают необходимость
поэтапного разъяснение задания. После прочтения сложного задания, учителю
необходимо:
— разделить задание на этапы,
— прописать на доске или карточке алгоритм деятельности
— дать инструкцию к выполнению этапа в упрощенном виде
Для лучшего понимания прочитанного необходимо дополнительное выделение
ключевых слов в вопросе, задаче, инструкции. Данный пример поможет ребенку за
многообразием слов в задании, задаче, тесте «увидеть» главное.
Для повышения продуктивности деятельности некоторых детей необходимо
дополнительное акцентирование внимания на цели задания.

Ребенку важно четко осознавать, что он должен узнать из прочитанного текста, на
что обратить внимание. При этом целесообразно постепенно научить самостоятельно
выделять маркером важные факты в параграфе. Для обеспечения успешности ребёнка,
чьи особенности зрительного восприятия или внимания не позволяют выполнять
задания на списывание или восприятие информации с доски, рекомендуется
использовать печатные копии заданий, написанных на доске. При работе со
сниженным темпом письма целесообразно использовать листы с упражнениями,
требующие минимального заполнения. На данный момент существуют тетради с
готовыми заданиями, которые возможно использовать на уроке.
Адаптирование текстов для чтения, упрощение предложений поможет ребёнку с
трудностями понимания прочитанного или замедленным темпом чтения успешно
работать на уроке. Рекомендуется так же дополнительный разбор сложных слов и
оборотов речи. Для успешного освоения программного материала по устным
предметам, рекомендуется все материалы для прочтения давать для домашней
проработки. При этом часть текстов по живому миру можно давать для проработки
через поиск информации в интернете, просмотр учебных роликов.
Всю дополнительную информацию, возможно, преподносить в виде заданий для
подготовки докладов, проектов и презентаций.
Общая характеристика общеучебных трудностей обучения
неумение включиться в учебную работу; неспособность самостоятельно начать
выполнение задания;
неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;
непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из
нескольких простых);
недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);
неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении
стандартных учебных и практических задач;
неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его
выполнения (неполное выполнение задания);
смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности
шагов алгоритма при его выполнении;
подмена задания (логически и алгоритмически более простым);
неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;
неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;
неумение применить знания в нестандартной ситуации;
неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа),
сравнить решения по степени рациональности.
Основные требования к результатам освоения АОП
Освоение АООП НОО обучающимся с РАС, осложненными легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивает достижение двух
видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты
Личностные результаты освоения АООП НОО включают индивидуально-личностные
качества, специальные требования к развитию жизненной и социальной компетенции
и должны отражать:
1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие
учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
(представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в
разнообразные повседневные школьные дела);
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Метапредметные результаты не предусмотрены
Предметные результаты
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимся знания и
умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их применению.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе
с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным
предметам не является препятствием к продолжению образования по АООП.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся
с
РАС,
осложненными
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предметные результаты должны отражать:
Русский язык. Чтение. Речевая практика.
1) овладение обучающимися посильными умениями использовать словесную речь (в
устной и письменной формах) как средства коммуникации в предметно-практической,
учебной и элементарной социально-бытовой деятельности;
2) сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в
зависимости от собеседника;
3) сформированность позитивного отношения к речевому общению (на уровне
индивидуальных возможностей обучающегося),

4) овладение орфографическими знаниями
элементарными каллиграфическими умениями;

и

умениями,

по

возможности,

5) интерес к чтению доступных текстов;
6) осознанное и правильное чтение; владение элементарными приемами анализа
текста для понимания смысла доступных текстов, ответы на вопросы по содержанию
текста, в том числе связанные с отношением к событиям, поступкам героев.
Математика:
1) овладение начальными математическими знаниями о числах, мерах, величинах и
геометрических фигурах;
2) овладение элементарными навыками измерения, пересчета, записи и выполнения
несложных математический действий;
3) применение элементарных математических знаний для
практических и житейских задач.

решения

учебно-

Окружающий мир:
1) формирование элементарных знаний об окружающем мире, умений наблюдать,
сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой
природы;
2) освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы
и людей, бережного отношения к природе и ее ресурсам;
3) формирование представлений о здоровом образе жизни и о негативном влиянии на
здоровье человека алкоголя, табака, наркотиков и других психоактивных веществ;
4) формирование представлений о безопасном и адекватном поведении в окружающем
мире, а также в случаях возникновения экстремальных ситуаций.
Требования к результатам формирования жизненной компетенции
Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание
жизненных компетенций обучающегося.
Формирование жизненной компетенции является важнейшей частью образования
ребенка.
Развитие жизненной компетенции ребенка предусматривается Адаптированной
образовательной программой содержанием каждой области образования.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях
- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в
физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов.
- Умение обратиться ко взрослому с жалобой или просьбой.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
- Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.
- Продвижение в навыках самообслуживания.

- Развитие представлений об устройстве домашней жизни. Умение включаться в
разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие.
- Развитие представлений об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в
пространстве школы и попросить о помощи в случае затруднений. Прогресс ребёнка в
этом направлении.
- Реализация приобретенных математических умений при решении повседневных
социально-бытовых задач.
Овладение навыками коммуникации
- Умение вступать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками в
знакомых ситуациях общения, используя доступные вербальные и невербальные
средства.
- Умение использовать средства устной и письменной коммуникации для решения
соответствующих возрасту житейских задач.
- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос собеседнику, выразить
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
Дифференциация и осмысление картины мира
- Формирование умений безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
- Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и
характером ситуации.
- Формирование первоначальных представлений об окружающих объектах: о доме,
школе, о расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т. д
- Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.
- Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую
деятельность.
- Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий
- Умение передать свои впечатления, воспоминания так, чтобы быть понятым другим
человеком. используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок
как коммуникация и др.)
Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего
социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
- Развитие представлений о своей семье, взаимоотношениях в семье, обязанностях
членов семьи и ребенка.
- Умение решать соответствующие возрасту и возможностям задачи взаимодействия
со взрослыми и детьми, умение вступить в контакт и общаться в соответствии с
возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно
привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта.
- Знание и умение использовать правила поведения в разных социальных ситуациях с
людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с
детьми на детской площадке, с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской,
в кино, в магазине и т.д.

- Умение не быть назойливым в контактах, просьбах, требованиях, быть благодарным
за оказание помощи.
- Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации
социального контакта.
- Умение дать отчет и оценку качества проделанной работы ("аккуратно",
"неаккуратно").
- Умение использовать простейших эстетические ориентиры (красиво и некрасиво)
в жизни ребёнка
Общая характеристика трудностей межличностных отношений
Характер взаимодействия ученика и учителя:
непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая
«несовместимость» (по результатам выполнения теста «Портрет учителя»);
боязнь критики, негативной оценки;
отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.
Взаимодействие ученика и других учеников:
эгоцентричность, неумение общаться;
повышенная тревожность;
неумение строить совместную деятельность;
заниженная (завышенная) самооценка.
2.4.Учебно-методические условия реализации адаптированной образовательной
программы начального общего образования обучающихся с РАС
Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными
образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а
также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы
должен включать детскую
художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и
периодические издания, сопровождающие реализацию адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования.
Особые
образовательные
потребности
обучающейся
по
адаптированной
образовательной программе
вызывают необходимость специального подбора
учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять
процесс обучения по всем содержательным областям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (938) 785-00-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».