Учебный курс АНТИКОРРУПЦИЯ

28.12.2020

 

Учебный курс

 

«Повышение уровня правосознания граждан и популяризация  антикоррупционных стандартов»

 

 

       Просвещение и воспитательная работа по формированию у обучающихся профессиональных образовательных организаций антикоррупционного мировоззрения являются частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Исторический опыт показывает сложность оперативного решения такой задачи из-за консервативности педагогической деятельности. Речь идет об изменении педагогического сознания, когда необходимо по-иному взглянуть на теорию и практику воспитательной работы. Опыт решения подобных воспитательных задач в России в последние годы (антинаркотическое воспитание, половое воспитание) показывает неэффективность приоритетного использования информационно-просветительского метода. Увеличение числа лекций и бесед по проблемам коррупции будет способствовать знанию обучающихся о данном явлении, но, не отказу от коррупционных действий в будущем. Необходимо педагогическое осмысление сущности коррупционных действий человека и определение содержания и средств антикоррупционного воспитания. Разработка курса «Повышение уровня правосознания  граждан и популяризация  антикоррупционных стандартов» – попытка предложить определенную систему педагогических действий по решению задач антикоррупционного воспитания.

       Создание системы антикоррупционного воспитания предполагает уточнение ряда терминов, определяющих сущность коррупции как социального явления. Корру́пция (от лат. corrumpere – «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания. Выделяют отдельные проявления коррупции. Так, бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

       Системное рассмотрение позволяет выделить ряд взаимодополняющих взглядов на сущность явления коррупции:

 - коррупция как особый вид правонарушений, связанный с превышением должностных полномочий;

 - коррупция как особый образ жизни людей, обладающих властью, который предполагает ряд традиционных действий (взяточничество, проявление своеволия, подбор «нужных» людей);

 - коррупция как особый способ решения проблем в обход существующих законов и правил с использованием подкупа должностных лиц; Ø коррупция как особый подход к людям, обладающим властью, связанный с демонстрацией им своего уважения и удовлетворения их потребностей. Такое многообразие взглядов на коррупцию порождает многочисленные сложности при его искоренении и необходимость системных усилий со стороны общества, государства, каждого человека по борьбе с коррупцией.

      Антикоррупционное воспитание как система деятельности образовательной организации осуществляется в контексте следующих направлений:

- знаний о коррупции, ее исторических корнях и формах, особенностях проявления и негативных, разрушающих последствиях в различных сферах жизнедеятельности государства, общества, человека с учетом возрастных особенностей обучающихся общеобразовательных школ и средних профессиональных учреждений; 

- формирование у учащихся необходимых для правомерного поведения компетенций: умений распознавать коррупцию как социально-юридическое явление, навыков критического анализа и личностной оценки материалов, связанных с явлениями коррупции и борьбы с коррупцией в социальной практике, в деятельности государственных и общественных организаций;

- психо-эмоционального неприятия неправомерного, в том числе коррупционного поведения;

- стимулирование мотивации к поведению, соответствующему нравственно - правовым нормам.

      Необходимо обратить внимание на последовательную реализацию таких принципов формирования антикоррупционной культуры, как целостность, непрерывность, сочетание логической и эмоциональной составляющих.      

      Таким образом, цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

      Необходимо выделить основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:

- отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;

-   антикоррупционное просвещение, предполагающее изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на занятиях правовых дисциплин;

- обретение опыта решения жизненных проблем на основе взаимодействия педагогов и обучающихся;

- педагогическая деятельность по формированию у обучающихся антикоррупционного мировоззрения.

  

Примерная учебная программа курса

 

«Повышение уровня правосознания граждан и популяризация  антикоррупционных стандартов»

 

 

 

Актуальность. Российское законодательство требует принятие в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях мер по предупреждению и противодействию коррупции. Данные меры включают в себя целый комплекс мероприятий, начиная от формирования соответствующей локальной нормативно-правовой базы и заканчивая обучением требованиям антикоррупционного законодательства.

         Данная программа разработана соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 (зарег. в Минюсте России 20 августа 2013 г. № 29444).

         

Цель реализации программы: систематизация и совершенствование профессиональных знаний и компетенций педагогов, необходимых для учащихся общеобразовательных школ и учреждений СПО  знаний для установления определенных этических норм и правил поведения,  формирования нетерпимого отношения к коррупционным действиям.

Задачи:

-  актуализация знаний в нормативно-правовых аспектах выявления и противодействия коррупции;

- формирование у педагогов и учащихся антикоррупционного мировоззрения, овладение методами и навыками в сфере противодействия коррупции;

-  овладение знаниями в сфере причин и предпосылок возникновения коррупции, а также практическим методикам выявления и противодействия подобных ситуаций.

 

      Программа предназначена для педагогов и учащихся выпускных классов общеобразовательных школ республики, учреждений СПО

.                              II.   УЧЕБнЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

 

№/№

Наименования разделов и  тем

Всего часов

 

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

Самосто-ятельная работа

Всего,

часов

в т.ч. практи-ческие занятия,

часов

Всего,

часов

1

2

3

4

5

6

Тема 1. Коррупция как социальное явление.

2

2

   

Тема 2. Правовые основы противодействия коррупции

10

6

4

4

Тема 3. Обеспечение соблюдений педагогами, работниками  образовательных организаций  и учащимися определенных требований к предупреждению проявлений фактов коррупции, проявлению коррупциогенных факторов

4

2

2

Тема 4. Основные методы и формы организации антикоррупционного просвещения и воспитания учащихся

8

6

6

2

 

Всего:

24

16

12

8

 

                            III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Тема № 1. Коррупция как социальное явление.

Понятие и признаки коррупции. Исторические аспекты возникновения коррупции. Причины коррупции. Содержание коррупции как социально-правового явления. Национальный план противодействия коррупции. Отношение к коррупции в обществе.

 

Тема № 2. Правовые основы противодействия коррупции

Классификация правовых способов противодействия коррупции. Нормативно-правовая база противодействия коррупции. Международно-правовые аспекты противодействия коррупции. Конституционные основы противодействия коррупции. Нормы трудового законодательства и противодействие коррупции. Нормы гражданского законодательства и предупреждение коррупции. Административно-правовые антикоррупционные нормы. Уголовное законодательство и борьба с коррупцией. Нормативные правовые акты и обеспечение противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Локальные нормативно-правовые акты в организации. Антикоррупционное законодательство зарубежных государств.

         Практические занятия. Составление общешкольной программы по противодействию коррупции.

 

Тема № 3. Обеспечение соблюдений педагогами, работниками  образовательных организаций  и учащимися определенных требований к предупреждению проявлений фактов коррупции, проявлению коррупциогенных факторов.

             Коррупциогенные факторы. Основные формы проявления коррупции. Конфликт интересов. Конфликт интересов и коррупция. Типовые случаи конфликта интересов и меры предотвращения и урегулирования.

          Основные виды правонарушений коррупционного характера. Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения. Дисциплинарная ответственность служащих. Административная ответственность граждан, юридических лиц и должностных лиц за коррупционные правонарушения. Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности

 

           Тема №4. Основные методы и формы организации антикоррупционной  пропаганды,  просвещения и воспитания учащихся .

       Основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в образовательной организации. Принципы антикоррупционного воспитания: сущность, процесс формирования. Методы и формы  антикоррупционного воспитания.

 

 

 

 

 

                                             ЛИТЕРАТУРА

                                 Список источников:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Конвенция ООН против коррупции (ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ).

3. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ратифицирована Федеральным законом от 25 июня2006 г. № 125-ФЗ).

4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 3.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

7. Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

8. Указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы».

9. Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (вместе с «Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»).

10. Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

11. Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”» (вместе с «Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции»).

12. Указ Президента РФ от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции».

13. Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2014 № 816-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014—2016 годы».

14. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96«Об  антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

15. Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации».

       16. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Новые тенденции уголовно-правовой политики РФ в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности // Российская юстиция. 2017 № 5 С. 2 - 4

17. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Противодействие коррупционной преступности в РФ в контексте имплементации норм международного права // Юридическое образование и наука. 2016 № 3 С. 135 - 139

18. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Стратегические направления противодействия коррупции в РФ // Российская юстиция. 2016 № 7 С. 19

19. Агеев В.Н. Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в субъекте РФ: общие положения // Административное и муниципальное право. 2016 № 7 С. 597 - 605

20. Бабкин А.И. Применение административной ответственности по статье 19.29 КоАП

РФ в целях эффективности противодействия коррупции. По материалам обзора судебной практики // Администратор суда. 2017 № 1 С. 3 - 8

21. Капинус О.С. Проблемы противодействия коррупции//Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2015 № 3 С. 3 - 9

                     Разработка внеклассного  мероприятие

   по популяризации антикоррупционных стандартов поведения

 

 Хочу такой сайт

Цели мероприятия:

  • Углубление теоретического уровня познания учащимися такого явления, как коррупция, причин возникновения, факторов, способствующих ее развитию.
  • Развитие навыков работы нормативно-правовыми документами.
  • Воспитание активной жизненной позиции, усвоение учащимися практических мер по борьбе с коррупцией.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя (преподавателя)

        Согласно решению ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

        Рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции. Сегодня работа организована в малых группах в форме состязания команд. Каждая команда имеет свое название и девиз. При ответе на вопросы членам других команд можно задать вопросы, делать уточнения.

1 этап конкурса

Вопрос: Каковы же причины коррупции?

Задание: В течение 3-х минут написать на листе причины коррупции. Одна причина - 1 балл. Чья команда напишет больше причин, та команда зарабатывает большее количество баллов.

Причины коррупции:

- Низкая заработная плата государственных служащих

- Незнание законов

- Желание легкой наживы

- Частая сменяемость лиц на различных должностях

- Нестабильность в стране

- Коррупция как привычка

- Низкий уровень жизни населения

- Слабая развитость государственных институтов

- Безработица

- Неразвитость институтов гражданского общества

2 этап конкурса

Вопрос: Что вы знаете из истории борьбы с коррупцией в нашей стране?

Учитель сообщает дополнительную информацию о видах и формах коррупции:

В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах:

Коррупция в сфере государственного управления касается стоящих у власти государственных служащих (чиновников),  которые распоряжаются государственными ресурсами и принимают решения не в интересах государства и общества, а исходя из корыстных убеждений.

Парламентская коррупция выражается в покупке голосов избирателей вовремя выборов.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция на предприятиях выражается в том, что сотрудник коммерческой или общественной организации распоряжается не принадлежащими ему ресурсами и за счет этого незаконно обогащается.

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. 

В жизни часто нарушают наши права, нам приходится отстаивать права, а нарушенные восстанавливать. Командам необходимо восстановить слова в течении определенного времени.

 

Задание: Разгадать ребусы в течение 3 минут, дать объяснения понятиям.

1 команда - тажШан, циярупКор

Шантаж - угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды.

Коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей, государственных чиновников.

2 команда - ротиякраБю, каВтзя

Бюрократия - высший чиновничий аппарат, администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките.

Взятка - плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.

3 команда - ствотельгамоВы, кетРэ

Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.

Рэкет - незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров.

3 этап конкурса "Конкурс капитанов"

Учитель сообщает дополнительную информацию о формах коррупции:

- Взятка

- Растрата

- Мошенничество

- Вымогательство

- Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы

- Злоупотребление должностными полномочиями

Задание: Рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статьи ФЗ "О противодействии коррупции", в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2. Бухгалтер Иванова С. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

4 этап конкурса "О чем гласит народная мудрость:"

Задание: Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?

Каждая команда называет по очереди пословицы и поговорки, объясняет ее содержание. Побеждает та команда, которая привела пример последней.

Примеры:

- "Не подмажешь, не поедешь" - вымогательство, взятничество.

- "Рука руку моет" - групповая запланированная деятельность в подкупе.

- "Загребать жар чужими руками" - несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

- "Видит око, да зуб не мед" - безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

5 этап конкурса

Учитель сообщает дополнительную информацию об основных признаках коррупционного действия:

- Обоюдное согласие участников действия.

- Наличие взаимных обязательств.

- Получение определенных выгод и преимуществ обеими сторонами.

- Принимаемое решение нарушает закон или противоречит моральным нормам.

- Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде.

- Обе стороны стремятся скрыть свои действия.

Задание: Рассмотрите ситуации и ответьте на вопросы, используя статьи ФЗ "O противодействии коррупции": о какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия данного поступка.

Ситуации:

1 команда

При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель заплатил сотруднику ГИБДД, который  вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил правонарушителя.

 

 

2 команда

Государственный служащий, отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов  отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам.

3команда

Родственникам  больного гражданина Н. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная  операция, но в общей очереди операцию придется "ждать очень долго".  

6 этап конкурса " Скажем коррупции "Нет!"

Учитель сообщает информацию об уголовной ответственности за взяточничество и иные коррупционные действия. Достаточно ли этих мер для борьбы с коррупцией? Чтобы вы предложили для решения данной проблемы?

Задание: Подготовить рекламу на тему "Скажем коррупции "Нет!"

Изображение и представление рекламы на листах формата А3 в течение 5 минут.

Подведение итогов и награждение команд.

Вывод: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

  

                    РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

                                       «РОССИЯ БЕЗ КОРРУПЦИИ»

Слово учителя: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы здесь собрались, чтобы обсудить, что такое коррупция, какой она наносит вред обществу, почему с ней надо бороться и что вы можете предложить по ликвидации в нашей стране такого негативного явления. На уроках истории, обществознания и экономике вы неоднократно говорили об этой проблеме, да и по телевидению постоянно говорят на эту тему. И сколько бы о ней не говорили, меньше её не становится. Как быть? Что делать? Как сделать так, чтобы о ней забыли?

Прежде всего, давайте вспомним, что такое коррупция?

Ответы учеников:

Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

Слово учителя: - Ребята, а кто знает, когда зародилась коррупция?

Ответы учеников:

Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

Слово учителя: Задумывались ли вы, почему коррупция процветает в нашей стране, которую все мы любим, и хотим, чтобы она стала богаче и сильнее. Назовите причины, вследствие которых , на ваш взгляд, происходят все эти негативные явления в нашей жизни.

Ученики: конкуренция, рыночная экономика привела к тому, что одни разбогатели, а другие – стали бедными; поменялись нравственные ориентиры- на первое место вышли деньги, материальные ценности, а не духовные качества человека.

Слово учителя: Действительно, иногда чувствуешь свою беспомощность, видя, что зло побеждает добро, безнравствнность одерживает победу над духовностью. Как жить? Каким ценностям отдать предпочтение? Может быть, вы пока не задумывались над этими вопросами, но я уверена, что рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, то есть в соответствии и с нравственными критериями: добром и милосердием – по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту. Поэтому мы не должны прятаться от проблем, как будто их нет. Наоборот, мы должны быть готовы бороться с проблемами и побеждать в этой нелегкой борьбе. Поэтому мы сегодня об этом и говорим.

Суммарные потери от коррупции в бюджете России составляют в среднем 10-20 млрд. долларов в год.

Лица коррупции нарушают естественный ход развития и управления делами общества.

В экономике: несправедливость в распределении госбюджета, повышение цен на товары и услуги, нарушение рыночной конкуренции, развитие теневой экономики.

В Социальной сфере: преступность, социальное неравенство (олигархи и нищие), соц. напряженность в стране, деградация норм морали (деньги – мера всего), религии, отношений между людьми, искусства, роль права и законности падает в глазах общества, в результате – разочарованность, равнодушие и недоверие.

  

Сообщение ученика: учёные вывели примерный портрет среднестатистического коррупционера:

работники министерств и комитетов субъектов РФ – 41,1%

Ребята, а кто знает, когда международный день борьбы с коррупцией?

(Международный день борьбы с коррупцией объявлен ООН 9 декабря 2003 года в день открытия для подписания Конвенции ООН против коррупции).

Международный день борьбы с коррупцией впервые был отмечен 9 декабря 2004 года. Ровно год назад в Мексике открылась всемирная конференция, посвященная подписанию Конвенции ООН против коррупции. Тогда в течение трех дней подпись под этим новым международным документом поставили представители 100 государств мира. Конвенция против коррупции была одобрена Генеральной Ассамблей ООН 31 октября 2003 года. После конференции в Мексике ее успели подписать еще 14 государств.

Цель Конвенции - предупреждение и искоренение коррупции. ООН считает, что она подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты и принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества, тем самым давая возможность процветать организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человека. Государства договорились укреплять международное сотрудничество в борьбе с этим злом. Под эгидой ООН во многих странах мира прошли демонстрации, встречи и семинары, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией

- Итак, а сейчас «Мозговой штурм»: учащиеся предлагают свои способы ликвидации коррупции, а я запишу их на доске, чтобы в дальнейшем обсудить их.

Возможные  ответы учащихся:

повысить зарплату и не только чиновникам;

сделать стабильным социальный пакет;

прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство и др.;

а обычные россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать;

честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности;

Повышение роли СМИ в воспитании че­стности («нечестность должна стать дурным тоном»).

менять сознание людей, ориентировать их на положительные поступки и т.д.

Ответы детей обсуждаются.

Подводя итог нашему мероприятию, хотелось бы отметить следующее:

Коррупция  наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.

В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания.

Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью государства.

Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней. Конечно же, ее нельзя устранить за один день, но все-таки должны осуществляться действия в этом направлении. Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение и разрабатываются различные стратегии, что не маловажно. Можно сказать, что первый шаг - осознание вреда коррупции - уже сделан в России. Теперь дело стоит за правительством и самим президентом.

Я рада, что к этому мероприятию вы отнеслись серьёзно, вы поработали с различными источниками знаний, нашли интересный материал, создали красивые работы, обсудили данную проблему и нашли верные решения. Я думаю, что сегодня каждый задумался : А как я буду жить в этом мире? Смогу ли устоять перед такими соблазнами? 

Антикоррупция.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».